"Когда меня называют провокатором, я, честное слово, не понимаю, за что", - говорит режиссер Алексей Балабанов.
Фильм Балабанова "Груз-200" еще до выхода на экраны вызвал море слухов: якобы из-за чрезвычайно "чернушного" сюжета от участия в съемках отказались Миронов и Маковецкий, картину не купил ни один телеканал, а в прокате просмотр ограничен "зрителями до 21 года". Тем не менее на только что закончившемся фестивале "Кинотавр" картина получила приз критики.
Абсурдные ограничения
- Миронов и Маковецкий действительно отказались, - делится Алексей. - Тем не менее Маковецкий признался, что жалеет об этом, и даже принял участие в картине, озвучив другого актера. Миронов сожалений не высказывал, но оно, может, и хорошо, что вместо него главную роль сыграл Алексей Полуян.
Чем вызвано ограничение "до 21 года"? Это не я придумал. (На самом деле в сертификате указано "до 18 лет". - Е. П.) Считаю, что такое ограничение - глупое. Моему старшему сыну 17 лет, он посмотрел фильм, тот ему очень понравился, даже рецензию написал. Молодые все в порносайтах сидят, что им это кино! Я бы никакого ценза не устанавливал. Если у нас с 18 лет можно жениться, то почему нельзя в кино пойти? Это же абсурд.
На телевидении картину все-таки купил Первый канал. Костя Эрнст заплатил немаленькие деньги. Фильм будет показан примерно в декабре, ночью, в программе "Закрытый показ". Зато без рекламы! Потом состоится обсуждение.
Когда Ленина отменили
- Действие фильма происходит в 1984 году - переходном от Советского Союза к так называемой новой России. В этом году умер Черненко, потом пришел Горбачев - мне было интересно передать свои ощущения именно от того времени, когда жизнь начала меняться изнутри, когда Ленина отменили и вся страна повернулась к церкви.
Вот спрашивают, насколько реален один из моих героев - профессор кафедры атеизма, который решил креститься. Я сам был комсомольцем, изучал научный атеизм, в Господа не верил. Сейчас я - православный, крещеный. А Ельцин? Был коммунистом, руководил обкомом партии в Свердловске, потом пошел в церковь, крестился. Мои родители-коммунисты крестились. Вся страна пошла в церковь, это нормально, потому что русский человек должен обязательно во что-то верить.
Еще спрашивают, каков главный "месседж" фильма. Его нет! Еще раз говорю, что главная задача - передать мои личные ощущения от 1984 года, какой я увидел страну в то время. Работал тогда ассистентом режиссера на Свердловской киностудии, объехал всю Сибирь, Дальний Восток, Курильские острова, жил с ненцами. Я с людьми пил водку, и они рассказывали очень много историй. Столько случаев из жизни узнал! Самые яркие записал в этом сценарии и показал зрителям.
А людям приходилось очень туго, молодые не представляют, что до голода доходило, в магазинах - пусто. Когда я в Нижнем Новгороде учился, у нас там был огромный универсам, в котором продавали только хлеб, мороженый хек и пиво.
Парадоксально, что люди, которые жили в то время, воспринимают фильм хуже, чем молодежь. Для нее фильм почему-то ближе. Мне это пока непонятно.
...Идею этой картины я вынашивал давно, а снял только сейчас, потому что правильно подумал, что должно пройти хотя бы 20 лет. И мне интересно снимать в ретро-эстетике.
Мух заказали специально
- Главный герой - маньяк в милицейской форме. Спрашивают - это случайно? Конечно, нет. Тогда у милиции, особенно в небольших городах и местечках, была практически неограниченная власть. Отчасти так продолжается и до сих пор. Я все это на себе испытал и в советское время, и после перестройки были истории просто беспредельные. Если ты чуть-чуть выпил - заберут. Сколько раз я сидел в этих обезьянниках, сколько раз меня унижали и били. Таких историй советский человек расскажет много.
И все-таки я сделал героя не совсем отрицательным: хоть он и маньяк, но девушку любит. По-своему, конечно, всякие формы любви бывают...
Действие в фильме происходит в городе Ленинске. Такой существует на самом деле под Волгоградом, но он неинтересный. А снимали в Череповце. Это город-завод, очень эффектный, на мой взгляд, с точки зрения кино.
Как всегда, музыку к фильму я подбираю сам. В данном случае была задача использовать советские песни 80-х, такие "глянцевые", звучащие по радио и телевидению, например Юрия Лозы и популярных ВИА. Тогда же возник и Ленинградский рок-клуб, Виктор Цой уже был известен, его песня звучит в конце.
...Журналисты задают и смешные вопросы, к примеру, как снимали сцену, в которой много жужжащих мух. Насекомых мы заказали в одной специализированной конторе, мух привезли в огромном количестве, но они были вялые, только ползали, не жужжали. Сколько горя мы с ними хватили! Мух приходилось разгонять, чтобы они взлетали, а звук подложили потом.
Духовный и гражданский подвиг
- Многие люди от картины в ужасе, но другие меня поддерживают. Самый потрясающий отзыв был от одной женщины, очень известного кинемато.-
графиста. Она мне звонила, плакала и сказала, что Господь должен мне воздать еще при жизни за тот духовный и гражданский подвиг, который я совершил.
Твердо могу сказать, мне за этот фильм не стыдно. И когда меня называют провокатором, я этого, честное слово, не понимаю. Просто снимаю фильмы, которые должны быть яркими, мне самому скучно смотреть скучные фильмы, а тем более - их снимать.
Да и вообще это очень мелкая задача - сделать не так, как все, "Баба-Яга против". Мне интересно делать разные фильмы. Самый близкий к "Грузу-200" - "Про уродов и людей", он тоже был многими негативно воспринят, но тем не менее окупился в прокате. Его даже назвали "Лучшим фильмом года". И я считал, что это - моя лучшая работа, а сейчас даже засомневался, вполне возможно - "Груз-200" будет моим лучшим фильмом. Он нового порядка, но это ни в коем случае не провокация.
Часто пытают, каковы мои ощущения от сегодняшнего дня. Это отдельная тема, разговор долгий... Сложные ощущения: жизнь изменилась кардинально, а люди, в общем, не сильно.
Мы повернулись от одной системы к другой, у нас теперь капитализм. Но должно вырасти поколение моих детей, чтобы изменилась человеческая психология. И все-таки нельзя забывать прошлое, надо иногда такие фильмы снимать.
Наверное, "Грузом-200" я самые страшные ощущения от жизни передал. Но это на данный момент, а что еще будет?..
Вообще, если вы видели десять моих предыдущих фильмов, то должны заметить, что я разные ощущения передаю. И картины разные - одинаковых не снимаю. И подобный фильм больше делать не буду.
У меня есть идея снять следующую картину про школьников, про 11-й класс. Условное название - "Кино", это рассказ о том, как ребята снимают фильм. Сценарий еще не закончил, там пять параллельных линий, несколько любовных треугольников. Я боюсь, что кино будет скучное, поэтому хочу привлечь еще одного сценариста, чтобы мне помогли и получилось бодрее.
Важно ли мне как режиссеру давать людям надежду? Я же снял перед "Грузом-200" традиционную мелодраму "Мне не больно". Она всем нравится, и хорошо. Это я для вас сделал, а сейчас - для себя, ладно?