Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Рассел Кроу, Леонардо Ди Каприо
Рассказывая о том, как ЦРУ борется с террористами на Ближнем Востоке, великий режиссер устами одного из своих героев выносит приговор: «В этом дерьме нет невиновных!». И основной негатив выливает именно на ЦРУ
Главному разведывательному управлению впору серьезно задуматься о собственном имидже: Голливуд сегодня бьет по нему прямой наводкой. «Совокупность лжи» - это уже второй фильм нынешней осени, который выставляет ЦРУ в малоприятном свете. Комедия «После прочтения сжечь» братьев Коэнов показала американских разведчиков полными идиотами, а шпионский боевик Скотта - негодяями и лицемерами.
При этом в обеих картинах присутствует ряд общих моментов, от чего все это кажется своеобразной дилогией, в которой голливудские режиссеры, используя разные жанры, решили выразить одну и ту же мысль. Во-первых, есть просто идентичные сцены: например, там, где цэрушники наблюдают за нужными им объектами через спутник. Во-вторых, идиотизма в «Совокупности лжи» тоже хватает: герой Рассела Кроу, большой начальник из ЦРУ, раздает указания своему агенту в Иордании Фэррису (Ди Каприо) по hands-free, усаживая при этом своего сына на горшок. Но смеяться по этому поводу совсем не хочется: режиссер намеренно показывает, что такой вот глава большего семейства и заботливый отец спокойно оправдывает казни нежелательных свидетелей, которые по его указаниям проводит Фэррис, подставляет, ведет грязные игры, а в итоге бросает своего же на произвол судьбы, чтобы потом лицемерно предложить ему теплое местечко в управлении.
Все это выглядит, как меткая, злая карикатура и безжалостный диагноз. Никакого смелого вызова в этом нет: Голливуд давно и прямо высказывает все, что он думает по поводу деятельности ЦРУ, американской политики в целом и президента Буша в частности. Хотя после насквозь патриотического Black Hawk Down, где тоже были вредные арабы, лично для Ридли Скотта такая переоценка ценностей, наверняка, далась нелегко. И это в итоге дает о себе знать.
Проблема «Совокупности лжи» в том, что, рисуя меткую карикатуру в одном месте, режиссер не хочет или не может избавиться от карикатурных стереотипов в других местах, от чего вся картина кажется именно сплошной карикатурой – где-то печальной и злой, где-то наивной и смешной. Неплохой в целом сценарий, где нашлось место и для напряженной интриги, и для эффектных, качественно снятых перестрелок, и для тонкой психологической игры, показанной лишь одними глазами, испорчен коллекцией предсказуемых штампов.
Вот Фэррис сначала плохой, он убивает своих же информаторов, вот он прозревает и начинает свою игру, вот он влюбляется в арабскую медсестру, ходит к ней на уколы и зовет на свидание, вот нехорошие люди им мешают, вот медсестру похищают, и Фэррис, наплевав на все, бежит ее спасать, вот его поймали арабы-территористы и зверски пытают, бьют молотком по пальчикам, а он, как в старых советских фильмах, только смеется и плюет в лицо проклятым злыдням – дескать, врешь, ничего я вам не скажу. Авторы нагнетают ситуацию: несчастного Лео кладут на стол и собираются ритуально, на камеру казнить. Тут, конечно, никто уже не сомневается, что в последний момент «симпатишного» американца спасут. При этом режиссер, кажется, намеренно закручивает гайки идиотизма: главный плохой араб, громко смеясь, говорит – мол, ты думаешь, что тебя сейчас придут и спасут??? Ха-ха-ха. И тут же в комнату врывается бодрый спецназ…
Как собственно художественное кино, «Совокупность лжи» - это качественный, но слишком привычный, стандартный Голливуд. Большего мы ждали и от игры актеров: Рассел Кроу тут совершенно никакой, что отчасти объяснимо особенностями сценария, а Ди Каприо в образе мужественного офицера ЦРУ, бросившего вызов системе, не слишком убеждает. Но тут, возможно, виноваты уже наши собственные стереотипы. Вывод прост: новый фильм Ридли Скотта – вещь очень полезная, нужная и актуальная, но собственно к киноискусству ценность картины имеет мало отношения.
ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА