От чекиста до циника. Пять знаменитых фильмов Михаила Козакова

Кадр из фильма

14 октября 1934 года в Ленинграде родился Михаил Козаков, знаменитый актер театра и кино. В его жизни было все – война, репрессии родителей (мать арестовывали дважды), эвакуация, эмиграция в Израиль и возвращение обратно. Однако несмотря на непростую и, как говорил Эльдар Рязанов, «путанную жизнь», творческая судьба артиста сложилась необыкновенно счастливо. В театре и кино он сыграл немало выдающихся ролей, от чекиста Дзержинского до комедийного полковника Чеснея. А также оказался талантливым режиссером, создав такие шедевры как «Безымянная звезда», «Покровские ворота», «Визит дамы» и др.

   
   

SPB.AIF.RU вспоминает пять известных фильмов Михаила Козакова. 

«Вся королевская рать», 1971 год

Этот роман Уоррена, опубликованный на русском в 1968 году, сразу же привлек внимание читателей. Возникли и мысли об экранизации. В итоге заявку одновременно подали такие признанные мастера как Ростоцкий на «Мосфильме» и Гуткович на Гостелерадио Белоруссии. Вопрос решился в пользу белорусского варианта. На роль губернатора Вилли Старка пригласили Георгия Жженова, а другой центральный образ его помощника Джека Бердена достался Михаилу Козакову. Впоследствии Жженов не раз признавался, что эта работа – одна из его любимых. Кстати, пригласить Жженова предложил именно Михаил Козаков. О его безошибочном чутье на актеров говорит такой факт. По легенде, для проверки достоверности типажа губернатора вызвали консультанта – американца. Он указал на фотографию Жженова как на самое подходящее лицо для этой роли.

В итоге их дуэт стал в картине одним из главных. Козаков продемонстрировал в этой роли все то, что было присуще его игре и натуре. Ироничность, силу, ум, обаяние и, если надо, жесткость.

На роль губернатора Вилли Старка пригласили Георгия Жженова, а другой центральный образ его помощника Джека Бердена достался Михаилу Козакову. Кадр из фильма

«Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975 год

Фильм – искрометная комедия, но его создателям и исполнителям главных ролей сначала было не до смеха. Так, режиссер Виктор Титов, когда ему предложили снять комедию, находился без работы, в подавленном состоянии. Это отразилось на названии картины, которое по общим воспоминаниям выбирали «мучительно». Говорят, что оно родилось в разговоре Михаила Козакова с поэтом Наумом Нолем. Как впоследствии утверждал сам Михаил Михайлович, узнав о трудностях, Нолем тут же выдал: «Здравствуйте, я ваша тетя». Эту фразу Козаков и передал режиссеру. Название всем понравилось и было утверждено. 

Самому Михаилу Михайловичу досталась роль отставного полковника Фрэнсиса Чеснея. В ленте это один из самых колоритных персонажей. Его Чесней – престарелый ловелас, который к тому же еще и разорился. Ради того, чтобы вести привычный веселый образ жизни, полковник готов ухаживать за опостылевшей ему донной Розой… Самая запоминающаяся фраза Чеснея, которая стала крылатой: «Я – старый солдат и не знаю слов любви…».

Правда, в конце полковника ждет большое разочарование. Он узнает, что ухаживал не за той дамой, да и дама ли это на самом деле. Кстати, на роль Чеснея активно претендовал Зиновий Гердт. Более того, почти был утвержден. Но ему помешали гастроли в Испании и Португалии с театром кукол им. С. Образцова, где он работал. Впоследствии Козаков был очень благодарен Гердту за такое стечение обстоятельств. Ведь это помогло ему сыграть в незабываемой и по настоящему звездной картине.

   
   
Самая запоминающаяся фраза Чеснея, которая стала крылатой: «Я – старый солдат и не знаю слов любви…».  Кадр из фильма

«Безымянная звезда», 1978 год

В этом фильме Михаил Козаков одновременно и режиссер, и исполнитель одной из главных ролей. Официально работа над лентой началась в 1978-м, премьера состоялась в 1979-м. Однако на самом деле путь к картине занял у Козакова почти 10 лет.

Дело в том, что еще в конце 1960-х он хотел снять телеспектакль «Безымянная звезда» с Олегом Далем и Анастасией Вертинской. Но вмешалась политика. На пост председателя Гостелерадио был назначен Сергей Лапин, известный антисемитизмом и суровостью цензуры. Принесенный Козаковым сценарий ему не понравился. Тогда вовсю шла борьба с диссидентством, и параллели с Западом искали даже там, где их не было. Например, толпу, которая приходит посмотреть на поезд, сравнивали с «железным занавесом», и т. д. Понятно, что при таком отношении перспектив у картины было мало, но вмешался случай.

В 1978-м Козаков познакомился с Геннадием Бокаревым, тогда главным редактором Свердловской киностудии, и тот пообещал «пробить» фильм. Слово он сдержал. Ленту запустили на средства Свердловской киностудии, но на базе «Ленфильма». Сцены на перроне снимали в Ленинграде на станции Шувалово Октябрьской железной дороги. Этот вокзал сохранился до сих пор.

Сначала сыграть учителя Козаков, как и первый раз, пригласил Олега Даля, но за прошедшие годы тот изменился. Стал мрачным, находился в постоянной депрессии. В итоге выбор пал на Игоря Костолевского, который, как оказалось, давно мечтал об этой роли. Вертинская тоже сразу подтвердила согласие. Не возникло проблем и со Светланой Крючковой. С нею Козаков читал стихи еще в общежитии БДТ, так что она не могла подвести друга и стала мадмуазель Ку-ку. Сам он блистательно сыграл циника Грига, причем произошло это тоже случайно. Козаков «насмерть» поссорился с соавтором ленты и оператором Георгием Рербергом. Тот наотрез отказался снимать в этой роли Леонида Филатова, а пытавшийся его заменить Родион Нахапетов ушел сам, заявив, что это не его образ. В результате Козакову ничего не оставалось как самому стать Григом.

Михаил Козаков и Анастасия Вертинская в фильме «Безымянная звезда», 1978 год. Кадр из фильма

В СССР лента особых наград не получила, хотя и пользовалась популярностью. А вот в Румынии Костолевский стал своего рода национальным героем. Более того. В этой стране фильм Козакова полностью затмил франко-румынскую картину 1965о года, где Мону играла Марина Влади.

«Покровские ворота», 1982 год

Мало кто знает, что фильм «Покровские ворота» мог вообще не появиться. Дело в том, что Козаков неоднократно отказывался от роли Дзержинского в фильме «Государственная граница», куда его утверждали без кинопроб, так он был похож на главу ЧК. И тогда руководство Госкино поставило Козакова перед выбором: либо он соглашается на роль пламенного Феликса, либо ему не позволят снимать «Покровские ворота». Козаков согласился. Фильм «Государственная граница» вышел в 1980 году, имел большой успех, а Козаков получил за это сразу три премии – Государственную и две премии КГБ.

Замысел снять «Покровские ворота», как и в истории с «Безымянной звездой», режиссер вынашивал давно. В 1974-м в театре на Малой Бронной он поставил одноименный спектакль. Кстати, звездный состав артистов подобрался не сразу. На трио Хоботов – Хоботова – Савва Игнатьевич претендовали соответственно Миронов, Гундарева, Лазарев. На пробах Миронов был хорош – играл очень смешно. Однако Андрею Козаков сказал: «Ты слишком знаменит для жителя коммунальной квартиры». Козаков не скрывал: ему нужен был типичный еврей с «виннипушистостью». На Савву Игнатьевича предполагался также Никита Михалков, но тот заявил, что ему не понравился сценарий. А Маргариту Хоботову могла сыграть Людмила Гурченко, однако актриса тоже отказалась.

В итоге решено было дать шанс малоизвестным, но хорошим театральным актерам. Так в фильме появились Анатолий Равикович, Инна Ульянова и Виктор Борцов. Оставить решили лишь Леонида Броневого, который и в картине играет человека известного. 

Роль Хоботова стала для Равиковича самой яркой в кино, но его отношение к работе над лентой было неоднозначное. Равикович говорил, что Козаков на площадке вел себя как тиран, который диктовал актерам не то что слово – каждое действие вплоть до поворота головы, движения глаз. По словам Равиковича, уж его Хоботов дал бы отпор Маргарите Павловне, однако Козаков не позволил этого, оставив интеллигента бессильным.

Долго искали и главного героя – пробовались 19 актеров! В том числе Сергей Колтаков, Андрей Ургант, Николай Денисов, Юрий Коренев, Андрей Градов и даже сын режиссера Кирилл. И все не то. И тут жена Козакова вспомнила о парнишке, которого видела на киевской киностудии. Игра молодого актера так ей понравилась, что она даже записала фамилию. Козаков нашел Олега Меньшикова на площадке «Родни» Никиты Михалкова. Когда он пришел на пробы и произнес первую фразу, все вздохнули с облегчением – герой был найден. Козаков называл Меньшикова «божьим подарком». Ну а нам подарком стала эта тонкая, фееричная картина, которую любят зрители всех возрастов.

Замысел снять «Покровские ворота», как и в истории с «Безымянной звездой», режиссер вынашивал давно.  Кадр из фильма

«Визит дамы», 1989 год

В этой ленте Михаил Козаков режиссер-постановщик и автор сценария одновременно. В основу легла пьеса швейцарца Фридриха Дюрренматта, написанная в 1957 году. История о миллиардерше, которая приехала восстановить справедливость и отомстить маленькому городу, где ее предали в юности, имеет библейские корни. Чтобы ее достоверно рассказать, нужен был особый актерский ансамбль. И здесь Казаков снова безошибочен в выборе актеров. 

Екатерина Васильева в роли Клэр Цаханасян настолько умна и блистательна, что представить в этой роли какую-либо другую актрису просто невозможно. Такой же Валентин Гафт в роли Илла, которого город, по сути, убивает, подсчитывая денежки, заплаченные за это миллионершей.

«Фильм снимается по мотивам, – рассказывал о ленте сам Козаков. – Тут позволительны и кое-какие вольности – в духе оригинала. Так я пригласил, скажем, Михаила Данилова на придуманную роль парикмахера Соломона. И это исполнение – яркое, сатирическое – считаю удачей: настолько крошечная роль, сыгранная большим мастером, способствует раскрытию смысла всей картины. На мой взгляд, интересно играют в фильме Игорь Кашинцев (Бургомистр), Григорий Лямпе (Учитель), Валентин Никулин (Пастор), Владимир Дружников (Дворецкий), Валентин Смирнитский (Доктор), Александр Домогаров (один из бесчисленных мужей Клер)».

В основу легла пьеса швейцарца Фридриха Дюрренматта, написанная в 1957 году.  Кадр из фильма

С момента выхода драмы на широкий экран прошло уже 27 лет, но и сегодня картина входит в золотой фонд отечественного кинематографа. Как и большинство фильмов Михаила Козакова.