Известный российский режиссер Александр Рогожкин, подаривший стране один из лучших циклов комедий 1990-х, появился на свет в Ленинграде 3 октября 1949 года, а ушёл из жизни 23 октября 2021 года.
Постановщик, открывший российскому зрителю прекрасных актеров Виктора Бычкова, Вилле Хаапасало и Андрея Краско, зачастую выступал еще и сценаристом своих картин. Именно он создал тексты, на основе которых снимались «Особенности национальной охоты», а также военные драмы «Кукушка» и «Блокпост».
SPB.AIF.RU вспомнил пять лучших картин народного артиста России Александра Рогожкина.
«Караул» (1990)
В 1990-х годах, когда прокатная индустрия фильмов в России была в крайне плачевном состоянии, режиссер снял картину «Караул». Она рассказывает о дедовщине в армии. Существует версия, что в основу сценария легло реальное уголовное дело Сакалаускаса, когда молодой солдат в поезде для перевозки зеков расстрелял пытавшихся изнасиловать его охранников.
Сам Рогожкин отрицал связь своего фильма с происшествием в следовавшем в 1987 году в Ленинград составе.
Один из самых мрачных фильмов в копилке режиссера впоследствии зрители оценили достаточно высоко. Отмечена картина была и на Берлинском кинофестивале 1990 года. Там «Караул» наградили призом ФИПРЕССИ и премией Альфреда Бауэра. Внутри страны фильм вызвал широкий общественный резонанс.
«Особенности национальной охоты» (1995)
После «Караула» Рогожкин по своему сценарию создал фантастическую киноленту «Третья планета», а затем по мотивам повести Владимира Зазубрина «Щепка» снял драму «Чекист».
К 1995 году режиссер решил взяться за комедию «Особенности национальной охоты». Картина неожиданно оказалась необычайно популярной, а актеры, сыгравшие в ней, полюбились зрителям в то время не меньше артистов, поучаствовавших в культовых лентах Леонида Гайдая.
За «Особенностями национальной охоты» последовали многочисленные продолжения: та же компания персонажей справляла Новый год, ходила на подводной лодке на рыбалку, а затем вновь возвращалась на охоту в зимний период.
Впрочем, прошло немного времени, и зритель уже успел пересмотреть свое отношение к изрядно выпивающим в фильмах героям Александра Булдакова, Вилле Хаапасало и Виктора Бычкова. Культовыми персонажами они так и не стали, но до сих пор вызывают добрую улыбку у ностальгирующего по российским картинам 1990-х любителя кинематографа.
«Блокпост» (1998)
За военную драму о российском отряде на Северном Кавказе Александр Рогожкин взял приз за лучшую режиссуру на международном фестивале в Карловых Варах, а также премию «Серебряный дельфин». Сам фильм получил Гран-при открытого фестиваля в Сочи.
Картина вышла очень тяжелой. Одну из ключевых ролей прапорщика Ильича в ней получил достаточно долго не признававшийся кинематографом Андрей Краско. Именно здесь он сумел предъявить в полной мере свой талант драматического артиста.
Рогожкин же доступно доносит через картину простую мысль о том, что война – самое страшное в жизни. То, что несет разрушение, разлуку и смерть.
«Убойная сила» (2000)
В начале нулевых постановщик поработал одним из режиссеров безумно популярного сериала о жизни сотрудников уголовного розыска. «Убойная сила» родилась из выстрелившего проекта «Улицы разбитых фонарей». Сериал видоизменился и переехал на «Первый канал», однако замысел был сходным.
Изначально снимались пилотные серии с Сергеем Селиным, Алексеем Ниловым, Михаилом Трухиным и Александром Половцевым, но позднее центральными персонажами стали герои Константина Хабенского и Сергея Федорцова. Любопытно, что в 2000 году сложилась такая ситуация, что основные персонажи «Улиц» появлялись в одно и то же время сразу на двух каналах.
Рогожкин же смело занес себе в актив режиссерскую работу над еще одним проектом, получившим всенародную любовь.
«Кукушка» (2002)
По-настоящему титулованной картиной Рогожкина стала военная драма с участием все тех же участников «Особенностей национальной охоты» Хаапасало и Бычкова, на основе противостояния героев которых и разворачивается основной сюжет. «Кукушка», помимо многочисленных призов внутри страны, собрала награды в Сан-Франциско, французском Онфлере и на португальском кинофестивале в Трое.
В картине дебютировала Анни-Кристина Юусо – представительница народности саами. До «Кукушки» она работала на финском радио и русского языка вовсе не знала. Бычкову же, которого узнавали лишь в образе Кузьмича из «Особенностей», пришлось поправиться аж на 20 кг – так у зрителя не возникало сравнения с любимым героем.
Несмотря на россыпь наград и бюджет на создание в 4 миллиона долларов, фильм окупиться в прокате не сумел. В России картина собрала лишь 311 тысяч долларов. «Кукушку» смогли широко оценить позднее, а сегодня она является одним из лучших фильмов отечественного кинематографа.