«Пенаты» вдали от родины. Почему Илья Репин отказался вернуться в Россию

24 июля (5 августа по новому стилю) 1844 году родился русский художник Илья Репин, автор знаменитых полотен – «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Царевна Софья» и многих других. 

   
   

С самого начала своего творчества Илья Ефимович работал в стиле русского реализма. Его остросоциальные картины отражали темы, волнующие общество, точно реагировали на злобу дня. Расцвет таланта Репина пришелся на 1880-е годы, время, когда он соединил свою жизнь и творчество с Товариществом передвижных художников. С тех самых пор имя Репина неразрывно стало связано с русской живописью конца XIX начала ХХ вв. А сам художник стал гордостью России.

В 1918 году в свои 74 года, после получения Финляндией независимости и закрытия границ с Россией, он внезапно оказался отрезанным от родины – его небольшая усадьба «Пенаты» стала частью королевства Финляндия. Последние 12 лет своей жизни художник прожил в 40 км от Петербурга, но ни разу так и пересек русскую границу. SPB.AIF.RU вспоминает историю жизни и творчества знаменитого русского художника.

Молодой иконописец

Талант будущего большого художника проявился еще в подростковом возрасте, когда юный Илья Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику Бунакову в родном городе Чугуево. Вскоре весть о способном мальчике разнеслась по всей округе. В 16 лет юноша покинул и мастерскую, и родительский дом - ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели. А в 19 лет он уже твердо решает ехать в Петербург в Академию художеств.

С первого раза покорить столичных преподавателей-художников ему не удалось. Провалив вступительный экзамен, Репин не покинул столицу, а устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре его признали лучшим учеником.

Талант будущего большого художника проявился еще в подростковом возрасте.  Фото: РИА Новости

Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет. В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. Художника поразил контраст между праздно гуляющей по берегу публикой и изнуренными лицами нищих бурлаков, из последних сил тянувших судно против течения. В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года.

Уже после октябрьской революции новая власть сочла эту работу культовой, и даже готова была простить художнику его крутой нрав и откровенное несогласие с новыми социалистическими порядками.

   
   
"Бурлаки на Волге". Уже после октябрьской революции новая власть сочла эту работу культовой. Фото: репродукция

Товарищество передвижных художников

В 1877 году Илья Репин переехал на несколько лет в Москву и вступил в Товарищество передвижных художников - творческое объединение российских художников, целенаправленно противопоставлявших себя академическому стилю и изображавших на своих полотнах реалии жизни. 

Московский период творчества Репина был полон новых тем и знакомств. Илья Ефимович работал в портретном жанре («Портрет Ивана Сергеевича Тургенева»), писал исторические полотна («Царевна Софья»). В это же время автор возвратился к истокам – к религиозной теме и создал полотно «Крестный ход в Курской губернии». Уже современники художника назвали эту картину «полную беспощадного реализма». 

«Что ни фигура, то — характерная. Но не ищите в этих лицах и фигурах глубокого религиозного настроения; его нет, вместо него — одна суетня, одно пристрастие к обрядности», - писал художественный критик Андрей Сомов.

В Москве же произошло знакомство Репина с Львом Николаевичем Толстым. Художник создал несколько колоритных портретов всемирно известного писателя. Еще одно знаменитое полотно Илья Ефимович написал в 1881 году в Петербурге. Весной этого года художник узнал о тяжелой болезни  близкого друга - композитора Модеста Мусоргского. Репин незамедлительно выехал в столицу. Он писал портрет музыканта прямо в больничной палате военного госпиталя.

«Пенаты»

Утомившись жизнью в Москве, уже зрелый художник вернулся в город своей молодости - Петербург. Здесь он создал исторические картины – в 1885 году «Иван Грозный и сын его Иван», а в 1891 – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1899 году он решил раз и навсегда отказаться от жизни в шумных столицах, перебравшись в загородный дом в 40 км от Петербурга. Приобретенная усадьба изначально выглядела как небольшое одноэтажное строение, абсолютно не приспособленное для работы живописца.

Илья Ефимович и его вторая супруга Наталья Нордман придумали дому новую планировку - надстроили второй этаж, две удобные мастерские, мансарду, сад-заповедник с удобными беседками, по просьбе хозяев во дворе дома оборудовали источник с чистейшей питьевой водой. В самом доме и его саду не было ничего лишнего и вычурного.

При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание - снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». Надпись в прихожей напоминала о том, что прислуги в доме нет, и ухаживать за собой придется самостоятельно. Те же порядки были заведены у Репиных за столом. Все блюда ставились на придуманный хозяином крутящийся двухъярусный стол, и, при необходимости, нужно было просто повернуть верхнюю часть поверхности, пододвинув тем самым к себе нужное блюдо. Помощница по дому выполняла только обязанности кухарки, а во время обедов и ужинов занимала вместе со всеми свое место за столом.

Все блюда ставились на придуманный хозяином крутящийся двухъярусный стол.  Фото: Commons.wikimedia.org/ Пётр Иванов

И хозяин, и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера», и читали стихи и прозу.

И. Е. Репин с гостями на зимней веранде в Пенатах. 1905 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Последние годы жизни

После октябрьской революции 1917 года и получения Финляндией независимости территория «Пенатов», исторически принадлежавшая финнам, отошла молодому государству. Художник оказался на чужбине. Уже немолодой Илья Репин отказался бросать свою родную усадьбу и перебираться в Петербург, не согласился он и на предложение финнов поменять гражданство.

В 1926 году художник получает официальное приглашение вернуться в СССР за подписью наркома по военным и морским делам Климента Ворошилова. Но безрезультатно – Репин остается в Куокалле (так теперь называется территория Пенатов). Отказ Репина вернуться на родину был связан не только с его идеологическими взглядами (художник категорически не принял социалистической революции), но и с опасением за свою жизнь и жизнь своих близких.

И. Е. Репин и Ф. И. Шаляпин. 1914 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Карл Булла

Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. Его последним желанием стало найти своё упокоение в саду родного дома, что и было исполнено в сентябре 1930 года. Судьба его родного поместья сложилась печально. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен. Восстановить знаменитую усадьбу после возвращения территории в состав СССР удалось только в 1962 году по сохранившимся эскизам художника.

Усадьбу восстановили по сохранившимся эскизам художника.Фото: АиФ-Петербург/ Марина Константинова