25 января был день рождения знаменитого художника Шишкина. Его картины известны каждому - их воспроизводят даже на конфетных обёртках. Но о самом художнике публике известно мало. Например, жил Шишкин вовсе не «на природе», а в столичном Петербурге, и на многих знаменитых полотнах изображена, говоря современными словами, Ленинградская область.
Живописец-патриот
В Петербург уроженец Елабуги, купеческий сын Иван Иванович Шишкин прибыл в 1857 году. За плечами было Московское училище живописи, впереди - обучение в Академии художеств. Студент писал этюды с натуры в окрестностях Петербурга и на Валааме. За эти работы неоднократно награждался, а большая золотая академическая медаль за валаамские виды дала право на обучение за границей: в Германии и Швейцарии. Там молодой художник, «русский богатырь», как его называли, помимо живописи увлёкся рисунками пером. Произведения были такого класса, что некоторые выставили в Дюссельдорфском музее рядом с работами знаменитых европейцев. А за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», присланную в Петербург, Шишкина удостоили звания академика.
Молодость брала своё, у художника было немало друзей, с которыми он частенько отдыхал за стаканчиком прославленного рейнского вина. Однажды в Мюнхене Иван сидел в кабачке, и тут до его слуха донёсся разговор молодых немцев, в котором они уничижительно отзывались о России. Шишкин потребовал извинений и объяснений, но не дождался. Тогда завязалась «баталия». Свидетели потом путались в показаниях: кто-то утверждал, что «русский богатырь» боксировал и отправил в нокаут семерых, другие божились, что противников было не меньше дюжины, а художник орудовал попавшимся под руку тяжёлым тележным шкворнем. Шкворень этот, изрядно погнувшийся, был предъявлен в суде в качестве орудия преступления. Дело могло принять серьёзный оборот, однако и сами пострадавшие признали свою неправоту, и немецкие собратья Шишкина по художническому цеху ходатайствовали за него, поэтому живописец-патриот был оправдан. Друзья вынесли его из зала суда на руках, и все отправились отмечать победу в ближайшую пивную.
«Картина поёт»
Шишкин не вытерпел долгой разлуки с Родиной, затосковал и вернулся в Петербург. Он начал путешествовать по России, ежегодно выставлял свои пейзажи на выставках. Слава мастера росла. Недалеко от Гатчины, в деревне Выра, в 1881 году Шишкин приобрёл усадьбу, а до этого снимал дачу в Старо-Сиверской и писал окрестные леса, луга и поля. Он считал, что «в рисунке природы не должно быть фальши, это всё одно, что сфальшивить в молитве».
В Выру Шишкин приехал со своей второй женой Ольгой (первая, Евгения, скончалась в 1874-м). У супругов родилась дочь Ксения, но через месяц Ольга тоже умерла. Она похоронена на старом Рождественском кладбище. Ну а усадьба Шишкина сгорела во время войны.
Мастер продолжал много работать. Знаменитая картина «Утро в сосновом лесу», которую иногда называют «Три медведя», хотя изображены четыре, написана на селигерском острове Городомля. Интересно, что животных писал не Шишкин, а Константин Савицкий, но Павел Третьяков, купивший полотно для своей коллекции, почему-то стёр его подпись.
А в Русском музее находится картина «Корабельная роща», которую считают «завещанием» Шишкина, ведь это его последнее и самое крупное полотно. Пейзаж художник увидел на родине, в окрестностях Елабуги, а завершил в Петербурге в 1898 году, в год собственной кончины. Искусствоведы отмечали, что «картина Шишкина не кричит, несмотря на масштаб холста, она поёт». Мастер умер в собственной мастерской, сидя за мольбертом. Он писал новый пейзаж родины «Лесное царство». Когда-то в анкете «Петербургской газеты» на вопрос: «Ваш девиз?» Шишкин ответил: «Быть русским. Да здравствует Россия!»
Похоронили художника на Смоленском кладбище, в 1950 году прах перенесли в Александро-Невскую лавру. На надгробном памятнике неправильно указан год рождения: 1812, хотя Шишкин родился в 1832-м. Ошибка не исправлена до сих пор.