Русские женщины Нины Усатовой. Народная артистка России отмечает юбилей

Виктор Крутов / АиФ

Родилась Нина в селе Малиновое озеро Алтайского края. Пять лет она пыталась поступить в Щукинское училище, а пока работала на суконной фабрике в Калужской области, директором Дома культуры. Наконец, стала студенткой режиссёрского факультета. Закончила в 1979 году, и в это время в Ленинграде открылся Молодёжный театр. Усатова попала в его труппу. С 1989 года – актриса БДТ им. Г. Товстоногова.

   
   

Дебют в кино состоялся в 1981-м, а известность пришла после роли глухонемой в картине «Холодное лето пятьдесят третьего». Сейчас за плечами актрисы более 80-ти ролей.

1 октября народная артистка России Нина Усатова отмечает юбилей. SPB.AIF.RU вместе с Ниной Усатовой вспоминает выдающиеся работы актрисы.

Правда, в случае с Усатовой не так-то просто выявить самые яркие роли, хотя вполне можно положиться на полученные ею призы «За лучшую роль» и за «Лучшую роль второго плана». Но дело в том, что чаще всего актриса играла «простых русских женщин», и даже не отмеченная наградой работа в сердцах зрителей оставляла глубокий след. Вот что рассказывает о запомнившихся съёмках сама актриса.

«Без вранья»

- Прежде всего, хочу вспомнить картину Владимира Ивановича Хотиненко «Поп». Это о нашей истории, о «Псковской миссии», когда во время войны на оккупированной территории открывались храмы. Там служили священники из Прибалтики. Я играла попадью, матушку, а Сережа Маковецкий — батюшку. В этом образе отразилась и судьба отца Патриарха Алексия, да и сам он мальчиком прислуживал в храмах.

У меня на этой работе было столько совпадений и открытий! В Петербурге я ходила в храм Серафима Саровского, там служил отец Василий Ермаков. Так в воспоминаниях Патриарха прочла о мальчике Васе Ермакове, который «впоследствии стал священником».

Нина Усатова на съемках фильма "Поп". Фото: Кадр из фильма

Этот фильм много рассказал правды, которая была неизвестной. Даже о партизанах, ведь они были против церкви и священников...

   
   

Снимали мы на Псковщине, в Белоруссии, в настоящих храмах. Я будто реально попадала в то время. Странное ощущение: вот живут в деревне люди, а рядом ходят немцы... Почта работает, даже кино крутят, в котором немцы хвалятся победами. А что же можно было сделать? Просто оставаться человеком, не стать предателем и подлецом.

Роль матушки особого проникновения в церковную жизнь от меня не потребовала, но всегда во всё стараюсь вникать глубоко.

Когда в картине «Холодное лето пятьдесят третьего» играла глухонемую Лиду, посещала интернат для глухонемых, чтобы изучить их поведение, язык жестов.

А в сериале «Дочки-матери» для роли врача, не только консультировалась, но и брала инструмент в руки, стояла на операциях.

А без этого нельзя, иначе вранье.

Мне на всю жизнь стал наукой спектакль в Молодежном театре «Отпуск по ранению». Моя героиня на протяжении всего спектакля стирала солдатское белье. Я действительно стирала хозяйственном мылом, в горячей воде — все руки были изъедены. А как-то на спектакль пришел профессор Петров из Театрального института. После спектакля он мне сказал: «Ниночка, я все время смотрел на вас, как вы работаете. Достоверно. Но меня огорчила маленькая деталь, которая рождает большую неправду. Вот вы стираете солдатское белье, на кальсонах — пуговицы, а в войну-то были завязки» Я подумала: «Какой ужас, почему мне никто не сказал, почему я сама этого не узнала!?» Если человек думал об этой неправде, то уже и спектакль не нужен.

У режиссера Николая Лебедева в фильме «Фонограмма страсти» я сыграла… тайного агента. Эта дама ездит по Москве на «Лексусе». Водительский стаж у меня есть, но не на такой машине. Пришлось с инструктором несколько дней колесить по столице. Очень мне «Лексус» понравился, жаль не по карману.

Нина Усатова в фильме «Фонограмма страсти». Фото: Кадр из фильма

Бульдоги и катаклизмы

Каждая роль много дает, многому учит. Это и дополнение к характеру, и новое отношение к жизни, к людям, даже к животным...

В картине «Пелагия и белый бульдог» по Акунину моя героиня - генеральша - большая любительница этой породы. До съемок ничего о белых английских бульдогах не знала, а они такие трогательные! Прижмешь к себе и чувствуешь, как бьется сердечко. Но ... четырехмесячный песик весил 18 килограммов, а мне надо было его поднять на руки! А взрослый бульдог и того тяжелее — сорок.

Впрочем, это было не самое тяжёлое испытание. Случились ещё и природные катаклизмы! Снимали мы в Щелыково, бывшем имении Островского. И вот как-то был странный день: ни ветерка, но так тяжело, что все ходили как вареные. И вдруг — мгновенно потемнело как ночью, поднялся такой смерч, что вековые деревья ломались как спички. Мы только-только успели укрыться в доме.

Еще один катаклизм случился, когда снималась в Сургуте сериал «Большая нефть». Там есть искусственное море, на которое наши актеры ездили рыбачить, и их застал смерч: поднялся столб воды высотой метров в двадцать, потом исчез, и вдруг вылез в другом месте.

Они страху натерпелись, да и мы за них сильно переживали. А один местный водитель так рассудил: «Дырок в земле наделали, нефть выкачали, а водой заполнили. Так земля уже не знает, в какую сторону ей крутиться. Она же имела свой вес, тяжесть, жила по законам Божьим, а мы все выкачиваем, чтобы схапать сейчас. А что потом будет, куда эта земля полетит?» Вот простой и мудрый язык простого человека. Конечно, такое общение обогащает.

Бывают у меня и неудачные работы, когда они случаются, кроме стыда, ничего не испытываю. Стараюсь жить по принципу: плохие сценарии не брать, лучше уж - никаких.

В картине «Пелагия и белый бульдог» Нина Усатова сыграла генеральшу. Фото: Кадр из фильма

«Везу нужный товар»

Редко кто сразу может в жизни определиться, но я сама с седьмого класса мечтала только о том, что стану актрисой. Столько было препятствий, а я все сносила шутя, будто знала, что это временно. И тот жизненный багаж - это сундучок, может быть, самый дорогой: он кованый, с золотым ключиком.

В одном интервью я сказала, что Бог сжалился надо мной, дал мне эту профессию, потому что я очень хотела. Сейчас эту фразу говорю уже с другим отношением: Господь дает, но ты должен нести этот дар в ладонях, как воду, чтобы не расплескать. Всегда нужно иметь силу и энергию в сжатых ладонях, ведь эта горстка воды все равно куда-то уходит... Но ты должен всю жизнь быть ответственным за свою просьбу.

Когда меня называют звездой, отвечаю, что звёзды-то на небе... А я - лошадь, не хочется говорить, что ломовая, но - везу, пока Бог дает. И хотелось бы, чтобы копыта были подкованы, осанка стройной, чтобы воз был не сильно тяжелый, и чтобы в радость было лошадке пробежаться. Не под седоком, а в упряжке, под дугой с колокольчиком, и пусть рядом пристяжные тоже весело бегут. И чтобы знать, что я везу нужный товар.

Многие годы работа была для меня главным делом. Не так давно стала обращать внимание на себя, а раньше - никогда, жила какой-то параллельной жизнью, не своей. Вся молодость прошла в общежитии, до 35 лет «все вокруг колхозное». Не было привязанности к своему углу, только позже стала заниматься квартирой, цветами... Хочется остановить время, чтобы оно не бежало так быстро.

Меня как-то спросили, сколько полных лет. А я даже задумалась: «Подождите, сейчас посчитаю». Внутри ощущаю себя 18-летней. У нас в школе была учительница, которая нам казалась пожилой. Один парень ее как-то спросил: «А что это вы каждый день меняете кофточки, причесываетесь красиво?» Она и говорит: «Влюбилась» — «Да вы что, сколько же вам лет?!» Она краской залилась: «Тридцать пять». Я этот случай запомнила на всю жизнь, потому что казалось, как она может влюбиться, она же старая! Сейчас думаю: «Да я сама в 35 лет только начала понимать, что такое жизнь, что такое сцена и экран».

Смотрите также: