22 июня народная артистка России Светлана Крючкова празднует свой 65-летний юбилей. Кроме того в этом году она отмечает 40-летие творческой деятельности в БДТ. Как обычно, день рожденья артистка проведет на сцене: в БДТ пройдет ее творческий вечер «Разное счастье нам выпадает…». Накануне своего юбилея народная артистка встретилась с журналистами и рассказала о своем творческом пути, любимых ролях и об отношении к обновленному БДТ.
О детстве
- Я была третьим никому ненужным ребенком в семье. Мама любила брата, а бабушка любила сестру. Папа работал в органах государственной безопасности, и ему было не до меня. В пять лет я научилась читать по газете, в шесть прочитала свою первую книгу - роман Вилиса Лациса «Сын рыбака». Я читала Куприна, Чехова, Голсуорси. Куприн был самым любимым. В 10 лет я познакомилась со стихами Есенина.
Я полагала, что буду заниматься филологией – я любила литературу и много читала. Журнал «Юность» был прочитан от корки до корки. Я собиралась идти в университет, закончить аспирантуру и учить студентов. Когда я поступала в Кишиневе, то читала монолог Екатерины из «Грозы». У меня было три «пятерки», а тут «двойку» поставили, чтобы не прошла. Хорошо, что это сделали. В школе-студии МХАТ мне предложили сдавать «Василия Теркина», а я сказала: «Хотите, я вам «В окопах Сталинграда» по буквам расскажу?».
О семье
- Я не идеальная мама. Я слишком сильно защищала и прикрывала своих детей. Надо было выпускать их в мир раньше. К сожалению, за меня постарались злые люди и обстоятельства. В мой день рожденья на сцену выйдет мой младший сын Александр. Ему 25 лет. Он гитарист и сыграет романс. Старший сын Митя является музыкальным оформителем вечера. С детьми я общаюсь через Faceebook.
Мой внук живет во франкоязычной среде, ему 4 года и 7 месяцев. Он говорит по-русски, потому что папа говорит с ним только на русском, хотя мама не понимает этого. Он читает внуку каждый день только русские сказки, показывает русские мультфильмы. Ребенок любит Чебурашку, крокодила Гену, Карлсона. Он знает все, что смотрели мы, знает все русские детские песни.
При встрече я пою ему песни. Поскольку своих детей я воспитывала сама, то песен и стихов знаю немереное количество. Я ездила в Париж. Три мы три дня с внуком пели, но когда он сказал «Давай поползаем», я ему сказала: «Это ты без меня!».
О начале карьеры
- Ленинград и эта среда сделали меня такой, какая я есть. Я тогда была гораздо менее интересна по содержанию, но зал был битком – московская же артистка приехала. Я приехала в Ленинград из МХАТа. Там я играла исключительно героинь-любовниц: вечно в незаконной любви, вечно соблазнительница. Здесь меня вызвали к Товстоногову. Он предложил мне сыграть роль школьницы в экспериментальном спектакле Сергея Юрьевича Юрского. Я встала со стула – тогда я была чуть уже, но плечи широкие, голос низкий, рост 171 см: «Георгий Александрович, посмотрите на меня. Я похожа на школьницу?». Он сказал: «Нет, но там такая и нужна». Это роль стала моей любимой. Я выходила в короткой школьной форме с воротничком, руки в карманах. Нина Алексеевна Ольхина, гениальная артистка, спрашивала меня: «Любасик, что ты ешь?». Я отвечала: «Ничего я не ем». Я ничего не делала, а зал лежал. Мне было 26 лет. По Ленинграду прошел слух, что Товстоногов нашел гениальную девочку из ПТУ: я была совершенно без краски и выглядела на 16 лет…
После этой роли Товстоногов предложил мне роль 36-летней старой девы в азербайджанской пьесе «Дом на песке». А после этого – заглавную роль: Аксинью из «Тихого Дона». Было сложно справиться с этим образом, но вера Товстоногова в артиста была очень велика. Степень его доверия окрыляла.
О ролях
- У гениального драматурга Островского есть слабые герои – Купавина. Это «голубая героиня», инженюшка. Как-то Товстоногов назначил меня на эту роль. Я ходила и мучилась: у меня даже начался нейродермит. В итоге я неделю пропускала репетиции, а потом сказала Товстоногову: «Это не моя роль, я не могу ее играть! Я не могу понять ее логики». Он ответил: «Какая к черту логика? Нет у нее никакой логики!». И тут я все поняла: она такая мармазетка – говорит одно, а делает другое. Меня одели, затянули, надели шляпку и дали в руки зонтик. Товстоногов сказал: «Скажите фразу, засмейтесь и бросьте зонтик, не глядя». И роль покатилась и стала чудовищно смешная, а у Островского она чудовищно скучная.
Последним спектаклем Товстоногова был «На дне». Георгий Александрович собрал нас у себя в кабинете: Стржельчика, Ивченко, Басилашвили, Фрейндлих, Лаврова, меня, Лебедева. Он попросил нас через два дня принести тетрадку с описанием самого главного события в жизни наших персонажей до появления его на сцене. Нужно понимать, что для него счастье, любовь. Ты должен знать этого человека, как самого себя, тогда ты будешь свободен. Так мы начинали работу над этим спектаклем.
О театре и кино
- В каждом персонаже есть своя боль, как и у человека. Убеждена, что театр должен делать людей лучше. Это храм, в который нельзя входить в шапке, с сигаретой, с бутылкой портвейна. Люди приходят сюда с болью – приходят те, которых мучают вопросы бытия. Они хотят получить ответ. Когда он увидит, что кто-то мучается теми же сомнениями, человеку станет легче: он не один. Важно, чтобы человек выходил из театра с позитивным настроем, как бы ни был тяжел и страшен настоящий момент его жизни. Театр наполнен высоким смыслом. Театр должен быть исповедальней. Артист – это высокое понятие. Это личность, человек, который много читает, который информирован. Ахматова говорила: «Знать и понимать – это пропасть».
Я больше люблю живое общение со зрителем, потому что никто меня не вырезает. Я стою на сцене такая, какая и есть. Что касается кино: то, что предлагают, мне категорически не нравится. Мне слава не нужна – она у меня есть. Деньги я зарабатываю в другом месте. Я не рвусь в кино: это же занимает целый день. Я уже подошла к такому жизненному порогу, который Давид Самойлов называл «третьим перевалом». Можно примерно сесть и посчитать, сколько лет осталось и понять, на что ты хочешь потратить эти оставшиеся годы. Мне интересно существовать креативно: что-то создавать, делать, писать, выходить к зрителю с новыми программами, сохранять то, что я сохраняю.
О новом БДТ
- Когда Товстоногов ушел в 1989 году, сразу сняли все мои спектакли. На протяжении 26 лет я сыграла три спектакля, все – с приглашенными режиссерами. Сейчас для меня грустным моментом является то, что зрителя, который ходил в БДТ, потихоньку отвадили. Я не думаю, что это правильно. Андрей Анатольевич (Могучий – прим.ред.) на канале «Культура» абсолютно четко сказал, что у него запланирована полная перезагрузка зрителя, зрительского контингента. Я увидела этот контингент зрителя на спектакле. Мне, честно говоря, стало плохо. Один из них сидел в бейсболке во время спектакля. Реакции были такие. «Я заблеванный директор». Хохот. Я не поняла, мне не смешно. «Фак» показали – зал лег. «У тебя во рту кал вместо слов» - зал лежит. Я повернула голову в сторону зала и увидела полную перезагрузку. Это публика «Камеди Клаб» и «Дом-2».
Это не публика Филармонии, поэтических вечеров. Это не та публика, которая читает. Не могу сказать, что меня это радует. Я не понимаю, что будет дальше – об этом сложно говорить. Часто мы живем, придумывая себе оболочку. Я свободна, за то меня и не любят.
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова, прокомментировал слова артистки:
- В этом году исполняется 40 лет с того дня, когда Светлана Николаевна начала работать в Большом драматическом театре. Творческая биография актрисы вызывает профессиональное уважение и восхищение. Это и яркие актерские работы, сыгранные в спектаклях Георгия Александровича Товстоногова, и более девяноста ролей в кино, принесших актрисе всенародную любовь. Сегодня всей стране известны знаменитые, пронзительные поэтические программы Светланы Николаевны.
В последнее десятилетие актриса крайне редко выходила на сцену Большого драматического театра — мы намерены изменить ситуацию, ведь ее талант требует особого внимания.
Сейчас в БДТ идут репетиции спектакля по «Игроку» Достоевского — в постановке, которую готовит Роман Мархолиа, Светлана Николаевна играет главную роль.