«Русский лебедь». Чем прославилась балерина Анна Павлова

Выступления Анны Павловой ждали в театрах всего мира. © / Commons.wikimedia.org

12 февраля 1881 года в Петербурге родилась Анна Павлова – одна из величайших балерин эпохи. Ей восхищались, подражали, а билеты на постановки с ее участием раскупались за несколько часов. «Умирающий лебедь» в ее исполнении стал самой известной балетной партией XX века. Известный критик Андрей Левинсон говорил: «Чтобы танцевать, как Павлова, нужно быть Павловой!». SPB.AIF.RU рассказывает, чем известна Анна Павлова, и как сложилась судьба легенды русского балета.

   
   

Будущая прима

Анна Павлова была одной из лучших балерин в истории. Фото: Commons.wikimedia.org/ National Library of Australia

Рождение Анны Павловой окутано тайной. По данным метрики, она появилась на свет в госпитале лейб-гвардии Преображенского полка, где служил ее отец – Матвей Павлович Павлов. Правда, настоящее имя это отставного солдата было не Матвей, а Шабетай Шамаш: он происходил из рода евпаторских караимов. О Павлове почти ничего неизвестно. Он умер через несколько лет после рождения дочери. Стали ходить слухи, что Анна – внебрачная дочь банкира Лазаря Полякова, однако никакого подтверждения этому найдено не было. Уже в сознательном возрасте балерина сменит отчество и превратится из Анны Матвеевны в Анну Павловну: она сама впоследствии будет объяснять, что такое сочетание лучше звучит и больше подходит для артистки.

Сторонники версии о родстве будущей балерине и состоятельного банкира обращают внимание на то, что Павлова впервые побывала в Мариинском театре еще в детстве. Мать девочки была швеей, подрабатывала прачкой и просто не могла позволить себе купить такие дорогие билеты. Как бы то ни было, тот поход произвел неизгладимое впечатление на маленькую Анну. Тогда она еще не догадывалась, что станет примой этого театра, но уже твердо решила, что будет балериной.

В 1891 году Павлова поступила в театральное училище. Впоследствии она вспоминала, как на отчетное выступление их класса приехал посмотреть сам император Александр III. После окончания балета девочек пригласили в аудиторию, где их уже ждала царская семья. Император похвалил всех учениц, а одну из них по-отечески посадил к себе на колени. Анна расплакалась. «Меня стали спрашивать, о чем я плачу, - писала Павлова в мемуарах. - Я тоже хочу, чтобы Государь посадил меня к себе на колени – отвечала я, обливаясь слезами. Чтобы утешить меня, Великий князь Владимир Александрович взял меня на руки, но я не удовлетворилась этим. Я хочу, чтобы Государь поцеловал меня». Уже в детском возрасте у балерины проявлялись задатки лидера: быть впереди всех, лучше всех, иначе никак не надо!

«Шедевры легкости и красоты»

Сразу после училища Павлову приняли в труппу Мариинского театра. Сначала критики обращали внимание на то, что юная балерина неправильно ставит ноги, движения ее рук неточны. Позже эти погрешности начинают называть индивидуальным стилем Павловой, который и придает шарм ее выступлениям. Современники отмечали – у балерины было что-то такое, что притягивало восхищенные взоры. Хотелось бесконечно смотреть, как она танцует, рукоплескать ей.

Любовь русской публики балерина завоевала своими партиями в постановках «Жизель» и «Баядерка». «Это — сама муза Терпсихора, воплотившаяся в лице нашей молодой танцовщицы, - писал о Павловой балетовед Валериан Светлов. - Каждый ее танец, каждый костюм, каждая линия ее поз, каждое ее движение и каждая остановка — шедевры легкости, красоты и скульптурной пластики; я уже говорил о ее элевации, воздушности и полетах — все это вне конкурса. В ее игре и танцах — несомненный feu sacré [священный огонь], та священная искра искусства, которая согревает и освещает произведение настоящего художника».

Павлова сотрудничала со своим другом со школьной скамьи – балетмейстером Михаилом Фокиным. Это он поставил для Анны концертный номер «Лебедь» на музыку Сен-Санса: зрителям всего мира эта партия известна под неофициальным названием «Умирающий лебедь».

   
   

В эмиграции

В Мариинском театре Павлова проработала 10 лет, а затем заключила контракт на отдельные спектакли и стала гастролировать по миру. Импресарио балерины стал ее гражданский муж – чиновник Виктор Дандре. Они были вместе всю жизнь, но официально узами брака так и не сочетались: Павлова считала, что она уже и так замужем – за балетом. Дандре был отличным импресарио, и балерину ждали в театрах всего света.

В образе Лебедя балерина была бесподобна. Фото: Commons.wikimedia.org

Балерина начала ставить сама себе номера, рассчитывая собственные возможности, а также включала в свой репертуар национальные танцы каждой страны, куда приезжала с гастролями. Так, она выступала с японскими, индийскими и африканскими танцами – все давалось ей легко.

В 1913 году Павлова в последний раз выступила в России и уехала в Англию, к Дандре. На Родину она больше не возвращалась, но активно гастролировала по другим странам. За рубежом ее прозвали «русским Лебедем». В Нидерландах балерину всегда встречали с букетом белоснежных тюльпанов, сорт который вывели в ее честь и так и назвали – «Анна Павлова».

В январе 1931 года Павлова вновь приехала в Нидерланды, и ей вновь вручили шикарный букет. Через два дня 49-летняя балерина должна была выйти на сцену Гааги, но ее выступлению не суждено было состояться. Павлова была сильно простужена, и с каждым часом ей становилось все хуже. Доктор, которого пригласил Дандре, поставил диагноз – гнойный плеврит. Болезнь была слишком запущена, и 23 января балерины не стало. Как вспоминал ее гражданский муж, Павлова до последнего верила в свое выздоровление и даже собиралась выступить перед зрителями. Незадолго до смерти она попросила: «Принесите мне мой костюм лебедя». Это были последние слова Анны Павловой.

Смотрите также: