«Слишком стар и беден для воспитания малюток». Каким отцом был Карамзин

О Карамзине говорили, что он был литератором, который «постригся в историки». © / Commons.wikimedia.org

Николай Карамзин, прославившийся как видный литератор эпохи сентиментализма и автор 12-томника «История государства Российского», помимо богатого литературного наследия оставил после себя немало потомков. От первого брака у него была дочь София. Вторая жена Карамзина – светская львица Екатерина Колыванова, хозяйка популярного литературного салона – родила ему девять детей. По мнению ряда исследователей, именно поддержка мудрой супруги помогла Карамзину стать «именитейшим гражданином в государстве».

   
   

«Смею еще надеяться на счастье…»

Первый раз Карамзин женился в 35 лет. Его избранницей стала Елизавета Протасова, соседка по имению. По его же словам, он «тринадцать лет знал и любил» ее. Однако их семейное счастье продлилось недолго. Через год после свадьбы его любимая умерла. В марте 1802 года она произвела на свет дочь, а в апреле скончалась от послеродовой горячки. 

«Я лишился милого ангела, который составлял все счастие моей жизни, - писал после Карамзин своему брату. - Судите, каково мне, любезнейший брат. Вы не знали ее; не могли знать и моей чрезмерной любви к ней; не могли видеть последних минут ее бесценной жизни, в которые она, забывая свои мучения, думала только о несчастном своем муже.... Все для меня исчезло, любезный брат, и в предмете остается одна могила. Стану заниматься трудами, сколько могу: Лизанька того хотела». 

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что именно в честь своей первой возлюбленной Карамзин назвал героиню сентиментальной повести «Бедная Лиза».

В молодости Екатерина Андреевна была необыкновенно красива. Фото: Commons.wikimedia.org

Но Карамзин вдовствовал недолго. Второй его музой стала Екатерина Колыванова,  внебрачная дочь князя Андрея Вяземского, писавшего под псевдонимом Андрей Передумин Колыванов, и графини Елизаветы Сиверс. Родители Екатерины не могли узаконить свою связь, так как ее мать, крестница императрицы Елизаветы Петровны, уже была замужем за дипломатом Сиверсом, который приходился ей кузеном. Екатерина выросла красавицей и умницей, тревожившей сердца многих мужчин.

«Если бы в голове язычника Фидиаса могла блеснуть христианская мысль и он захотел бы изваять Мадонну, то, конечно, дал бы ей черты Карамзиной в молодости…», - писал о ней один из самых знаменитых русских мемуаристов Филипп Вигель. 

Николай Михайлович увидел ее в библиотеке князя Вяземского, куда часто приходил работать.  Встреча с красивой умной особой изменила планы «графа истории» «похоронить» себя среди старых фолиантов: он вновь почувствовал в себе жажду жизни и желание иметь крепкую семью. Они обвенчались в 1804 году.

   
   

«Погруженный 18 месяцев в глубочайшую печаль, я снова нашел в себе способность к тому, чтобы любить и быть любимым. Я смею еще надеяться на счастье… Моя первая жена меня обожала; вторая же выказывает мне более дружбы. Для меня этого достаточно…»  - признавался в одном из писем Карамзин.

Дав обет никогда не разлучаться, супруги были верны ему до конца своих дней. В лице Екатерины Колывановой «граф истории» обрел не только любящую жену, но и доброго советчика и помощника. Екатерина Андреевна участвовала в его работе над «Историей государства российского», правила корректуру и считывала привозимые из типографии экземпляры. При этом она слыла отличной матерью. В их союзе родилось девять детей.

Их взаимоотношения помогли Карамзину открыть секрет гармони: «Жизнь мила, когда человек счастлив домашними и умеет работать без скуки».

Николай Карамзин. Портрет кисти Алексея Венецианова. 1828 г. Фото: Public Domain

Письма в будущее

Первой в этом браке родилась дочь Наталья. Девочка, появившаяся на свет в 30 октября 1804 года, прожила недолго. 5 мая 1810 года ее не стало. Родившаяся через два года после этой трагедии еще одна дочь Карамзина была названа в честь первой малышки. Но она также прожила недолго – в октябре 1815 года девочка покинула этот мир. 

Не дожил до взрослого возраста и первый сын. Радостная новость о рождении наследника посетила «графа истории» в октябре 1807 года. Мальчика назвали Андреем. В мае 1813 года ребенок умер в возрасте 6 лет.

Родившийся на следующий год  после этого ( в 1814-м) второй сын также был назван Андреем. Мальчик, к счастью, рос здоровым, как и его младший брат Александр (родился в 1815 году). В 1817 году у Карамзиных родился третий сын Николай, а в 1818-м – Владимир.

Разбавляли эту мужскую компанию три девочки: Софья (дочь от первого брака, родилась в 1802 году), Екатерина (родилась в 1806 году) и Елизавета (родилась в 1821 году).

Несмотря на трагические события, родителям удалось сохранить мир в семье. Судя по письмам и записям, которые вел Карамзин, можно представить об атмосфере, царившей в доме.

Его Андрей Карамзин стал смелым гусарским полковником Фото: Commons.wikimedia.org

«Часто любуюсь своими малютками. Если Андрей и Александр будут живы, то не сделают стыда моей тени и в Полях Елисейских. Первой спросил у меня: "Где Бог? На небе?" Он везде, отвечал я: и на небе, и на земле. Стало, Бог очень широк, сказал мой пятилетний Философ» - писал он в ноябре 1819 года.

Через год, в ноябре 1820 года, Карамзин сделал заметку:

«Большому (Андрею. - прим. ) минуло шесть лет: он уже рассуждает о Троице и душе, показывая ум действительно необыкновенный в такие лета. Мне иногда грустно думать, что я и слишком стар, и недовольно богат для воспитания малюток. Государь обещал мне взять в них участие, когда меня не будет; но лучше надеяться на Бога: молю Бога единственно о том, чтобы Он дал им любовь к добру».

Одним из самых известных стало письмо Карамзина, которое он написал своему сыну Андрею на 10-ый день рождения. Отец верил, что будет минута, когда взрослый сын перечитает его послание. В нем есть строки:

«Обнимаю, целую и поздравляю тебя десятилетним отроком. Живи и расти телом и душою: телом в силе и бодрости, душою в добронравии, в уме и в полезных знаниях… Любезный Андрей! Ты, верно, не хочешь, чтобы отец твой на старости лет своих был от тебя несчастлив, а он умрет с горести, если ты не будешь добрым его сыном».

В нем отец завещал быть послушным сыном, ласковым братом и прилежным учеником. 

«Садись учиться с твердым намерением быть внимательным и старательным, чтобы не тратить времени, но пользоваться всякою минутою… Всегда, кончив урок, спрашивай у себя, что ты узнал нового или чему научился? Если ты ничего не узнал, ничему не научился в этот урок, то он потерян: ты не исполнил своей должности и огорчил родителей.

В тебе уже есть порок, излишняя горячность, в которой ты можешь сделать и наговорить много непристойного: удерживайся, преодолевай эту горячность и молчи, когда тебе хотелось бы браниться. Увидишь, что это возможно и даже нетрудно!

Начав и кончи день сердечною молитвою: благодари Бога, если ты хорошо провел день; кайся, если худо учился или кого оскорбил… Каждую ночь закрывай глаза и каждое утро открывай их с искренним желанием, чтобы отец, мать и совесть могли быть довольны тобою.

Милый Андрей! Ты знаешь, что я люблю тебя: старайся же, чтобы эта любовь была для меня счастьем, а не страданием».

Не посрамили фамилии отца

Через два года Николая Карамзина не стало. Он умер 3 июня 1826 года.  Дети выросли достойными его фамилии. Его Андрей стал смелым гусарским полковником. Женился на «роковой Авроре», вдове знаменитого мецената Давыдова. В 39 лет он погиб во время Крымской войны.

Александр прославился как литератор и поэт-дилетант.  В молодости имел репутацию великолепного танцора и весельчака. На приданое жены – фрейлины Натальи Оболенской – он построил чугуноплавильный завод. Новый завод и рабочий поселок он назвал в честь жены  - Ташин. Дожил до 72 лет.

Владимир дослужился до поста сенатора, стал членом консультации при министре юстиции. Его избранницей стала дочь командира эпохи наполеоновских войн, генерала Дука  - баронесса Александра Ильинична. Вместе они были владельцами имения Ивня.

Дочь Карамзина Екатерина была хозяйкой великосветского салона. Фото: Commons.wikimedia.org

Дочь Екатерина прославилась как хозяйка консервативного великосветского салона.

«Ум княгини Екатерины Николаевны был необычайно язвительный, характер цельный и страстный, столь же абсолютный в своих симпатиях, как и антипатиях, в утверждениях, как и в отрицаниях. Для неё не существовало переходных оттенков между любовью и ненавистью, на её палитре были только эти две явные краски», - оставила о ней воспоминание фрейлина Высочайшего двора Анна Тютчева.

Настоящим примером самоотвержения в семье считалась младшая дочь Елизавета, Бабу, как ее звали родные. Современники отзывались о ней как о женщине безграничной доброты. Будучи фрейлиной, она так и не вышла замуж, став «добрым ангелом» в семье старшей сестры Софьи и в семье сестры княгини Екатерины.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk.com/aif_spb.