«Стремился к максимальной свободе». Марина Смирнова о Цое и фильме «Игла»

Фильм «Игла» вошёл в число лидеров советского проката. За 11 месяцев 1989 года картину посмотрело 14,6 млн зрителей. © / «Кино» / Кадр из фильма

21 июня исполнилось бы 55 лет Виктору Цою. Корреспондент SPB.AIF.RU встретился с близкой подругой музыканта, исполнительницей главной роли в фильме «Игла» Мариной Смирновой и поговорил с ней о Викторе и группе «Кино».

   
   

Я не выделяла его песни из остальных

Сергей Прудников, SPB.AIF.RU:- Марина, расскажите, как вы познакомились с Виктором, как влились в эту тусовку?

Марина Смирнова: - Знакомство с Витей было закономерным, потому что я уже была в кругу андеграундных музыкантов Ленинграда, дружила с Сашей Башлачёвым, Костей Кинчевым. Однажды пересеклась с Цоем и «Кино» и начала общаться с ними даже ближе, чем со всеми остальными.

- Находясь внутри, чувствовали, что «Кино» - это что-то культовое, легендарное?

- Для меня это было чем-то обыденным. Люди пели вокруг песни, играли на гитарах, было весело, здорово, беззаботно. Я не выделяла песни Вити из числа остальных и всю их значимость смогла оценить только через года.

- Какие черты были наиболее присущи Цою?

- Лёгкость, наверное. Ироничное отношение ко всему и, в первую очередь, к себе. Удивительная деликатность. Интеллект. А ещё - масштаб, огромное внутреннее пространство. Бывают люди плоские, у них всё на поверхности, с ними очень скоро становится скучно. А тут - общаешься, и конца и края не видно…

   
   

- А про революционный и бунтарский образ что скажете?

- У любого молодого человека присутствует внутри некий бунт. В случае Цоя это было стремление к максимальной свободе. Прочь от рамок, от обстоятельств. И, кстати, в его музыке не было никакой политической подоплёки, как многие думают. О политике мы вообще никогда не говорили.

Фильм «Игла» вошёл в число лидеров советского проката. Фото: Кадр из фильма «Игла»

- Виктор изменился, когда на него свалилась всесоюзная слава?

- Он очень короткую жизнь прожил, чтобы это можно было заметить… Лично я не видела никаких трансформаций. В последние два года своей жизни он был в Москве, я - в Германии. Мы мало общались. Но когда встречались, он был тем же простым парнем, каким я его всегда знала. Безусловно, слава - испытание для человека. Для меня это в нём не открылось. Может быть, к лучшему. 

- Песня «Когда твоя девушка больна» - это про вас?

- Да. Как-то я заболела, Юра Каспарян, который тогда был моим молодым человеком, остался меня лечить. И вот он один раз не пришёл какую-то на вечеринку, второй раз… И тогда Витя просто пошутил - написал такую песню. И только впоследствии она вошла в альбом, стала известной.

Его очень не хватает…

- Как бы вы охарактеризовали остальных участников группы, кто что привносил в творческий процесс?

- Гурьянов - это икона стиля. Человек с невероятно тонким вкусом, чувством меры, разбирающийся во всех мировых модных и музыкальных тенденциях. Пластинки самые передовые, журналы - всё первым делом появлялось у него. Именно он был тем самым человеком, который и музыкально, и художественно «воспитывал» группу. Каспаряна поставлю на первое место по силе музыкальной мысли - ему принадлежит большинство рифов и аккордов «Кино». В этом смысле Юра уникален: удивительно лаконичен, точен, у него нет ни одной лишней ноты. Таких гитаристов в музыкальном мире наперечёт. С большой симпатией отношусь к басистам Александру Титову и Игорю Тихомирову, но общалась я с ними меньше, чем с остальными. 

- Как оцениваете проект «Симфоническое «Кино»?

- Думаю, сегодня это лучший способ донести музыку Цоя во всей её полноте. Игорь Вдовин сделал очень хорошие партитуры. В оркестре принимают участие прекрасные профессиональные музыканты…

- Фильма «Игла», в котором вы сыграли Дину, вышел в конце 80-х. Но он по-прежнему интересен. Почему, как вы думаете?

- Главная заслуга тут исключительно Цоя. Витя притягивает, он интересен. И ведь потом о нём почти не осталось видеоматериала. Никто тогда не ходил с видеокамерой через плечо.

Премьера фильма «Игла» состоялась 16 сентября 1988 года в Алма-Ате и в феврале 1989 года в Москве. Фото: Кадр из фильма «Игла»

- Виктор Цой похож на своего героя - Моро?

- Рашид не ставил нам задачи играть кого-то. Может быть, в его роли и присутствует чуть-чуть героический пафос, но в целом смотрю - Витя и Витя, каким я его знала. Я вполне представляю в его жизни такую историю.

- Какие самые яркие эпизоды запомнились с тех съёмок?

- Дорога в Аральск - долгая-долгая, казалось, мы заехали на конец континента. Вымирающее море и какие-то фантастические марсианские пейзажи. Заброшенное селение, где мы ночевали в старой мазанке, и где нечаянно встретили единственных жителей - старика и старуху, которые потом, по сюжету, приносят нам молоко. Или шли как-то с Витей по пустыне, вдруг смотрим - брошенный корабль вырастает из-под земли!

Корабль, который Моро и Дина находят на территории Аральского моря, — это научно-исследовательское судно «Гидролог». Фото: Кадр из фильма

- Вам не хватает Виктора?

- Очень. У меня многие близкие и важные люди ушли из жизни. Попробуй найти замену…

Смотрите также: