4 июля 1815 года родился Павел Федотов, чьи картины «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» признаны шедеврами жанровой живописи. Его работы можно увидеть в Москве в Третьяковской галерее и в петербургском Русском музее. В последнем также хранятся рисунки, сделанные им в психиатрической больнице. Уважаемый художник, которого считают родоначальником критического реализма в русской живописи, умер в возрасте 37 лет.
SPB.AIF.RU вспоминает, как тяжелое психическое заболевание прервало карьеру талантливого художника.
Рисующий офицер
Человек, повлиявший на ход развития изобразительного искусства, родился в семье обедневшего титулярного советника, который во времена Екатерины II служил в армии. Для своего сына он хотел успешной военной карьеры и, когда тому исполнилось 11 лет, определил его в Первый Московский кадетский корпус. Врожденные способности быстро помогли мальчику стать одним из лучших учеников. По воспоминаниям людей, знавших Павла, он обладал отличной зрительной памятью, которая позволяла ему легко усваивать любой материал, а в будущем – рисовать лица незнакомых людей, которые случайно промелькнули перед ним.
В 19 лет, получив чин прапорщика, Федотов направился в Петербург служить в лейб-гвардии Финляндский полк. Жизнь в столице полностью перевернула его судьбу, помогла раскрыть удивительный талант, а, по мнению некоторых историков, - и погубила его. Борьба с материальными проблемами, постоянное переутомление и напряжение от работы спровоцировали страшный недуг. Но тогда, в начале 1834 года, все только начиналось.
Молодой человек через пару лет после переезда стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, а все свое свободное время посвящать созданию карикатур и набросков, изображавших сцены полковой жизни. В 1837 году он стал свидетелем того, как Красносельский лагерь посетил Великий князь Михаил Павлович. Пользующийся уважением среди гвардейцев младший брат императоров Александра I и Николая I был встречен шумной овацией. Эта сцена произвела впечатление на Павла Федотова, и через три месяца он создал картину «Встреча великого князя». Акварель поразила Михаила Павловича, который в знак благодарности подарил художнику бриллиантовый перстень. Более того Великий князь рассказал государю о талантливом военном, и тот разрешил Федотову оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием в 100 рублей в месяц.
Такое неожиданное предложение смутило Павла, который считал, что вся его жизнь будет связана с военным делом. Он обратился за советом к человеку, мнением которого дорожил, – художнику Карлу Брюллову. Его ответ прозвучал как приговор. «Надо начинать рисовать с младенчества, чтобы приучить руки передавать мысли и чувства…», - написал тот, намекая, что в возрасте Федотова уже поздно мечтать о карьере живописца.
На несколько лет военный забыл о мечте о гражданской жизни. Лишь в 1844 году он решился поднять вновь этот вопрос, узнав, не изменилось ли царское решение. Предложение было в силе. В итоге 3 января Павел Федотов был уволен с чином штабс-капитана и правом носить военный мундир.
«Страшно, жутко было мне в то время: я все сомневался в своих силах; я все еще не верил себе; мне все еще чудилось, что я простой рисовальщик, а не художник», — вспоминал он позже.
Стоит отметить, что вместе с ним ушел со службы и его денщик Аркадий Коршунов, человек, который был предан ему до конца дней. По воспоминаниям знакомых, Коршунов так верил в талант Павла, и даже обклеивал свою комнату рисунками, которые автор называл неудачными.
Считается, что на картине «Офицер и денщик» Федотов изобразил именно своего помощника и верного друга Коршунова.
От батального жанра к жанровой живописи
Уйдя в отставку в 28 лет, начинающий художник поселился на Васильевском острове, сняв небольшую квартирку. Материальное положение его в тот период было тяжелым, но, несмотря на бедную обстановку и скудное питание, он с головой ушел в работу. Вначале он избрал для себя батальный жанр, который в годы правления Николая I пользовался популярностью и хорошо оплачивался. Но художника все больше привлекала другая сторона жизни – дни простых людей, ремесленников, мелких чиновников, уличных шарманщиков и нищих, состоятельных дам и юных учащихся пансионов.
Как-то в одном из журналов он прочитал фразу: «Когда пожилая дама не хочет ни есть, ни пить с печали, — знак, что умерла ее моська». Она подтолкнула его на мысль создать две сепии на этот сюжет. Так появились работы «Болезнь Фидельки» и «Последствия смерти Фидельки», на которых изображена «трагедия», когда захворала одна из дюжины любимых хозяйских собачонок, а затем околела.
По воспоминаниям знакомых, над сепиями Федотов работал около трех лет после отставки. До наших дней дошли около десятка его листов. Любопытно, что автор часто на сюжетных зарисовках изображал себя. Так в «Последствиях смерти Фидельки» он сидит за мольбертом и рисует собачку.
Критики отмечают, что важную роль в судьбе художника сыграл Иван Крылов. Баснописцу как-то попались на глаза рисунки начинающего художника, и Иван Андреевич отправил ему письмо, в котором благословлял на роль «народного нравописателя». Хоть это послание и не сохранилось, но осталась запись в дневнике Федотова, в котором он с волнением писал о «поощрительном отзыве» человека, чье творчество ему так нравилось.
В 1846 году на сюжет басни Крылова Павел пишет одну из известных своих картин «Разборчивая невеста», главная героиня, которая:
«Чтоб в одиночестве не кончить веку,
Красавица, пока совсем не отцвела,
За первого, кто к ней присватался, пошла:
И рада, рада уж была.
Что вышла за калеку».
В этот период художник создает целую череду работ, которые сделали его знаменитым. Так на академической выставке 1848 года на суд зрителей он представил три картины: «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». В этом же году Совет Академии единогласно признал художника академиком.
Безумство
Близкие Павла Федотова, отмечали, что он всегда работал так, что было страшно смотреть. По одной из версий, такой фанатизм, напряженная работа ума днем и ночью стали причинами того, что за художником со временем стали замечать странности в поведении.
Некогда веселый общительный мужчина стал мрачным и задумчивым. Его мучили головные боли и бессонница. Искусствовед Андрей Сомов в 1878 году писал, что до весны 1852 года в натуре Федотова не проявлялось ничего такого, что предвещало бы скорый, печальный конец.
«Его характер и поведение всегда отличались оригинальностью, а потому несколько новых странностей в его суждениях и поступках не могли внушить никому подозрения, что этот светлый ум готов помрачиться… Мало-помалу из общительного, разговорчивого человека Павел Андреевич превращался в молчаливого мрачного меланхолика. На него стала находить безотчётная томительная тоска, прежде совсем незнакомая этой бодрой натуре», - отмечал он.
Писатель Василий Толбин рассказывал, как летом 1852 года художник, чье материальное состояние нельзя было назвать блестящим, был замечен в магазинах, в которых скупал «драгоценные вещи для какой-то воображаемой свадьбы, загадочно говорил о каком-то своём счастии». Федотов начал делать визиты знакомым и свататься. После этого он исчезал на несколько дней.
Вскоре друзья Павла Андреевича поняли, что их товарищу требуется медицинская помощь. Однажды в Академию художеств поступило сообщение из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он Федотов».
Вскоре художника поместили в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных близ Таврического сада. Воспоминания, которые оставил его друг и коллега Лев Жемчужников, пугают своими подробностями. По его словам, во время одного из посещений он увидел «тёмный клубок, издававший несмолкаемый, раздирающий крик и громко, быстро сыпавшуюся площадную брань». Руки Павла Федотова были в кожаных мешках, затянутых ремнями. По отзывам врачей, мужчина, который не отличался в обычной жизни физической силой, во время болезни мог пальцами выдёргивать из стен гвозди, а когда его связывали, то он проделывал этот трюк зубами.
Осенью 1852 года Федотова перевели в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе, где он и умер 14 ноября. Сохранилась информация, что за несколько дней до кончины, художник пришел в себя. В этот момент рядом с ним был его верный денщик Коршунов, который не покидал хозяина даже в страшный период душевной болезни.
Похоронили Павла Федотова на Смоленском православном кладбище в мундире штабс-капитана лейб-гвардии Финляндского полка.