24 июня 1912 года родился Сергей Филиппов, комедийный актёр, любимец публики, автор незабываемых образов Кисы Воробьянинова в «12 стульях» и лектора из «Карнавальной ночи». Его легендарные «звёздочки» и философское «Есть ли жизнь на Марсе» узнаваемы и сегодня. Между тем жизнь блистательного клоуна никогда не была лёгкой. Время славы и всеобщего признания сменилось забвением, а финал был неожиданно трагичным.
Из пекаря – в балет
Родился Сергей Филиппов в рабочей семье и даже не думал об актёрской профессии. Наоборот, учился неважно и постоянно хулиганил. Однажды, когда учитель химии вышел из класса, смешал соляную кислоту с железными опилками и добавил пару реактивов. Через короткое время по всему зданию распространился резкий неприятный запах. Занятия были сорваны, а дебошира исключили из школы. После этого он перепробовал несколько профессий – от ученика пекаря и токаря до плотника.
Казалось, оставаться ему подмастерьем, но судьба распорядилась иначе. Однажды юноша случайно пришёл в балетную студию. Занятия его настолько захватили, что через пару недель он стал лучшим учеником. Более того, вдохновленный, по рекомендации педагогов, в 1929-м году он из Саратова отправился в Москву - поступать в балетное училище при Большом театре. Однако там приём уже закончился, и способный парень поехал в Ленинград. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда его и зачислили.
В 1933-м году Сергей Филиппов был принят в Театр оперы и балета. Мечтал о ярком пути в танце, но всё закончилось внезапно. Во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Врачи диагностировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Так он поступил в эстрадный театр – студию, что и стало его настоящим призванием. Филиппов много выступал на эстрадных площадках Ленинграда, во время одного из таких концертов его и заметил главный режиссёр знаменитого Театра комедии Николай Акимов, предложивший молодому комику пополнить труппу. В этом театре Сергей Николаевич проработал тридцать лет.
Незабываемый Киса
Филиппов был блистательным актёром, нужный образ «лепил» с первого раза, но и здесь всё складывалось непросто. Мало того, что он не любил репетиций и часто их пропускал. Обладающий незаурядной внешностью, с постоянно угрюмым и даже зловещим выражением лица, Сергей Николаевич играл преимущественно образы людей примитивных, грубых, недалёких хамов. Причём играл так, что даже в коротких сценах становился незабываемым. Он обладал потрясающей интуицией, наблюдательностью, тонким юмором. В итоге, профессионализм и органичность сыграли с мастером эпизода злую шутку. Его самого стали отождествлять с гротескными, карикатурными персонажами. Будучи человеком легко ранимым, не общительным и честолюбивым, он воспринимал это болезненно, а свою «отрицательную» популярность и поклонников, как вспоминают хорошо знавшие его коллеги, просто ненавидел. Возможно, внутреннюю замкнутость вызвали и проблемы со здоровьем. В 1965-м у него обнаружили опухоль мозга, но он продолжал активно сниматься.
Неординарный актёр и человек, в кино актёр создал потрясающие образы. Но переживал, что всё время играет «мерзавцев», а хотелось бы положительную трагическую роль. В общей сложности Сергей Филиппов сыграл в более чем 100 картинах. Легендами, например, оброс фильм Леонида Гайдая «12 стульев» (премьера состоялась в июне 1971 г.), где у него не было конкурентов на роль Кисы Воробьянинова (Ипполита Матвеевича). Кстати, мало кто знает, что исполнитель главной роли Остапа Арчил Гомиашвили обязан своим появлением в ленте именно Сергею Филиппову. Тогда на роль Остапа пробовались три десятка актеров. Выбрали Александра Белявского, но в первые же дни съемок стало ясно, что Филиппов настолько подавляет партнера своей фактурностью, что фильм точно получится не про Остапа, а про Кису Воробьянинова. Тогда и ввели срочно темпераментного Гомиашвили.
Жену считал предательницей
Непросто всё складывалось и в семье. В 70-х его первая жена вместе с их единственным сыном Юрием эмигрировала в США и в Россию больше не возвращалась. От этого, кстати, брак так и остался не расторгнутым.
Филиппов, не мысливший жизни без своей страны, убеждённый коммунист, настолько не смог принять такой поступок, что навсегда вычеркнул близких людей из жизни. Считал, что это предательство. Не отвечал и на письма сына, а конверты, которые приходили из-за границы аккуратно складывал в стопку, и… не распечатывал. После похорон Юрий приехал в Питер, поставил на могиле надгробный памятник. Впоследствии он написал мемуары об отце под названием «Есть ли жизнь на Марсе?»
Второй раз Филиппов женился на детской писательнице Антонине Голубевой, младше его на тринадцать лет.
«Последняя жена Филиппова Антонина Георгиевна была не очень хорошей хозяйкой, поэтому в их квартире всегда царил беспорядок,- вспоминает актриса Любовь Тищенко, которая ухаживала за Филипповым в последние годы его бытия. - По этой причине Сергей Николаевич даже врачей не любил пускать в свой дом. Телефон у них не работал. Тем не менее, Сергей Николаевич очень трепетно относился к своей жене, ласково называл ее Барабулькой. Когда она умерла, Филиппов замкнулся в себе и вообще прекратил общение с внешним миром. Читал художественную литературу, слушал симфоническую музыку. Его трудно было вытянуть на улицу. Люди сразу узнавали, просили автограф. А иногда даже нахально требовали. Однажды Сергей Николаевич не выдержал и подрался с одним из назойливых поклонников. После того неприятного эпизода он старался избегать их. Да и не в чем ему было выходить, ни одежды, ни обуви не было. Приходилось продавать посуду, мебель, книги.»
Правда, это опровергает сын актёра Юрий. «Это неправда! Папа любил окружать себя красивыми вещами: коллекционировал бронзовые фигурки, покупал мебель красного дерева, любил фарфоровую посуду, драгоценности».
Умер в бедности и одиночестве
Умер народный артист в апреле 1990-го, всего на год пережив любимую женщину. Его похоронили на Северном кладбище Ленинграда, недалеко от Антонины Георгиевны. Проститься пришли всего несколько человек. По словам Любови Тищенко, у Сергея Николаевича не было ни костюма, ни даже ботинок, в которых его могли положить в гроб. На сберкнижке тоже не оказалось ни копейки. Друзья обратились в одну из крупных газет с просьбой, чтобы о Филиппове напечатали некролог, но им отказали, потому что этот актер… никому не известен. Сейчас на средства Гильдии актёров на могиле установлен бюст.
«Он умер один в своей квартире, и долгое время об этом никто не знал, - вспоминал актёр Евгений Моргунов. - Соседи обратились на «Ленфильм», но киностудия отказалась финансировать похороны. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. А на могиле написали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».
Знаменитые фразы героев Сергея Филиппова:
«Алмазов – это касса!» - «Укротительница тигров», Казимир Алмазов, дрессировщик - (1954 г).
«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли таковой – науке неизвестно», «Одна звёздочка, две звёздочки, три звёздочки. Лучше, конечно, пять звёздочек» -«Карнавальная ночь», Никадилов, лектор из «общественного распространения» (1956 г.)
«Масик хочет водочки» - «Девушка без адреса», Комаринский, начальник «передаточной конторы (1957 г.)
«Торг здесь неуместен!» - «12 стульев», Ипполит Матвеевич (Киса Воробьянинов), предводитель дворянства (1971)
«Да, да, Кемска волость» - «Иван Васильевич меняет профессию», шведский посол (1973г)
«25 лет ничего подобного!» - «Собачье сердце», пациент Преображенского (1988 г.)
Смотрите также:
- «Ты мелкая, иди в театр». Как Бруно Фрейндлих уговорил дочь стать актрисой →
- Актер без школы. Как к Кириллу Лаврову пришла поздняя слава →
- От ужей - до царей. Павел Кадочников мог сыграть любую роль →