aif.ru counter
Денис Данилов
10238

«Ты мелкая, иди в театр». Как Бруно Фрейндлих уговорил дочь стать актрисой

Сюжет Спецпроект «КиноПитер»
Два выдающихся артиста из Северной столицы представляют одну семью.
Два выдающихся артиста из Северной столицы представляют одну семью. © / www.globallookpress.com

Народный артист СССР, основатель знаменитой актерской династии Бруно Артурович Фрейндлих появился на свет в Петербурге 10 октября 1909 года.

За долгую жизнь ему удалось стать одним из любимейших советских актеров, воплотить на сцене Александринского театра более 50 ролей и подарить миллионам зрителей страны очаровательную и обожаемую Алису Бруновну Фрейндлих.

SPB.AIF.RU рассказывает, как Бруно Артурович стал одним из самых значимых артистов Ленинграда и почему отговаривал свою  дочь от поступления в консерваторию.

Две сестры

Род Фрейндлих в России стал известен несколько столетий назад, когда император Петр I пригласил из Германии стеклодува, а тот успешно занялся ремеслом, а после остался жить в городе на Неве вместе с семьей.

В начале XX века в Петербурге родился Бруно Артурович. Ближе к 1930-м годам Фрейндлих увлекся самодеятельностью – сцена и аплодисменты зрителей настолько пленили его, что отказаться от этого артист был уже не в силах. Удивительно, но не смотря на воплощение на сцене Александринского театра десятков образов, Бруно Артурович никогда не получал специального образования. Однако в ходе жизни он всегда имел возможность учиться у признанных мастеров.

Бруно Фрейндлих расстался женой Ксенией Федоровой после ВОВ.
Бруно Фрейндлих расстался женой Ксенией Федоровой после ВОВ. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1931 году актер поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМ). Здесь состоялось его знакомство с начинающей актрисой Ксенией Федоровой. Вскоре пара расписалась, а в декабре 1934 года появилась на свет дочь Алиса. До начала Великой Отечественной войны Фрейндлих много работал, в том числе, и артистом Ленинградского колхозного ТРАМа.

Перед самой ВОВ судьба подарила артисту шанс уцелеть и помочь выжить самым близким ему людям. В 1941-м Бруно Артурович вместе с театром уехал в Ташкент. С началом войны в Ленинграде начались репрессии против потомственных немцев. Не все Фрейндлихи избежали страшной участи. Так, был арестован родной брат актера Артур со своей супругой, а также другие родственники актера. Ксения Федорова и Алиса Фрейндлих, в том числе, благодаря отъезду Бруно Артуровича, смогли пережить годы блокады.

В войну брак Ксении Федоровой и Бруно Фрейндлих распался. По окончании ВОВ артист возвратился в Ленинград с новой супругой и дочкой Ириной. Бруно Артурович постарался сделать все, чтобы не терять связь с Алисой, порой встречаясь с ней тайком от новой жены – она была против связи с бывшей семьей. Именно поэтому дочери Фрейндлих Ирина и Алиса долгое время вовсе не были знакомы. Актер организовал их встречу спустя много лет и сестры смогли стать друг для друга близкими людьми.

«Элегия» и глухота

После возвращения в Ленинград Бруно Артурович попал в БДТ им. Горького, но там он служил недолго. Спустя два года он оказался в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (Александринский театр). Этой сцене он отдал несколько десятилетий. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира).

Режиссер Григорий Козинцев, воплотивший Гамлета на экране в середине 1960-х годов, про игру шекспировской пьесы в исполнении Фрейндлих писал: «Мне кажется он актер своеобразный и интересный. Он абсолютно лишен актерской пошлости».

Фрейндлиху удавалось передавать тонкий психологический рисунок характеров. Артист обладал широчайшим исполнительским диапазоном, сумев навсегда вписать свое имя в историю Александринского театра. Однако самой любимой его ролью стал писатель Иван Тургенев в спектакле «Элегия», где он сыграл в паре с Валентиной Паниной. Вместе они исполняли его в течение 23 лет.

Позднее из-за болезни у Бруно Артуровича развилась глухота. Слуховой аппарат порой отключался прямо во время спектакля, но даже тогда профессионализм артиста позволял ему доиграть до конца. Проблемы со слухом в дальнейшем привели Фрейндлих к вынужденной отчужденности от многих – простое общение по телефону было осложнено тем, что артист просто не слышал, что ему говорят.

«Без «пыльных» комплексов»

Еще одну значимую роль Бруно Фрейндлих сыграл не на сцене, а в реальной жизни, когда направил свою дочь Алису в театр.  В детстве она хотела стать балериной, а уже позднее задумалась и о карьере оперной певицы. Алиса Бруновна раздумывала над поступлением и в консерваторию, и в театральный. Бруно Артурович сказал тогда: «Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена всё-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы».

Сама Алиса Фрейндлих впоследствии вспоминала, что отец всегда осознавал себя мастером.

«Он был опытнее, мудрее меня в профессии и поначалу видел мою несостоятельность. А потом не мог не замечать, что я догоняю его по мастерству, пониманию чего-то в нашем деле. И как бы вокруг меня, так сказать, ни разбегались волны, когда благодаря кино появилась какая-то популярность, он всегда ощущал себя моим наставником и учителем, что избавляло его от всяких «пыльных» комплексов», - говорила Фрейндлих.

Алиса Фрейндлих всегда уважала отца как наставника.
Алиса Фрейндлих всегда уважала отца как наставника. Фото: www.globallookpress.com

Что же касается кинематографа, то здесь Бруно Артурович появился лишь в 38 лет. В «Возвращении к жизни» он отметился ролью Кострова,  а затем был герой Маркони в историко-биографической ленте «Александр Попов». За нее Фрейндлих вручили Сталинскую премию. Затем были известные образы шута Фесте из «Двенадцатой ночи» и Рощина из «Разных судеб».

«Повторить жизнь»

Бруно Артурович ушел из жизни в возрасте 92 лет. Актер долго боролся с недугом, однако болезнь победила его в июле 2002 года. Артиста похоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища, а спустя пару лет открыли на его могиле памятник – скульптурный портрет на плите был создан еще за несколько десятилетий до смерти актера. Деньги же на монумент собирал благотворительный культурный фонд имени Бруно Фрейндлиха, созданные его любимыми дочерьми – Ириной и Алисой.

В конце 80-годов прошлого столетия актер признался, что одним из главных в его жизни, помимо семьи, был зритель. «Я должен сказать, что без вас, зрители, я ничто. Без вас я ничего делать не могу. Когда я репетирую при пустом зале, я чувствую себя прескверно – как бездарность. Но только здесь, в театре, со мной что-то происходит, и я оживаю. У меня появляется желание слиться со зрителем, почувствовать его. И меня несет к неведомым просторам. Ради этого я готов повторить жизнь», - признался Бруно Фрейндлих.

Оставить комментарий (2)
Loading...

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество