Народный артист СССР, известный во всём мире режиссёр Григорий Козинцев появился на свет 111 лет назад – 22 марта 1905 года. Свою кинематографическую карьеру он выстроил в городе на Неве, где снял более 20 фильмов. Его воспитанниками стали известные мэтры отечественного кино Эльдар Рязанов и Станислав Ростоцкий.
SPB.AIF.RU подобрал пять самых известных картин Григория Козинцева благодаря которым он прочно вписал своё имя в историю мирового кинематографа.
«Шинель»
Дата премьеры: 10 мая 1926
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,2
Одну из первых своих немых работ Козинцев совместно с Леонидом Траубергом снимал в стране, совсем недавно потрёпанной бурей революций.
Сценарий для фильма написал Юрий Тынянов, который решил уйти от полного копирования сюжета Николая Гоголя, делая ставку на дух мистицизма писателя. «Шинель» включила в себя также и другие произведения классика но и, помимо этого, авторскую интерпретацию сценариста. Отдельным персонажем картины можно считать и город на Неве. У Козинцева Петроград передан с тягостной атмосферой и пугающим предчувствием.
Акакия Акакиевича Башмачкина – «маленького человека», ограждающегося от реального мира – исполнил в киноленте к тому моменту только что окончивший «Фабрику эксцентричного актера» и институт искусств в Ленинграде артист Андрей Костричкин. Для артиста этот фильм стал вторым в карьере. Также актёрский состав в «Шинели» составили Антонина Еремеева, Алексей Каплер, Эмиль Галь и Сергей Герасимов.
«Новый Вавилон»
Дата премьеры: 18 марта 1929
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,2
Спустя четыре года Козинцев и Трауберг сняли ещё одну картину, ставшую шедевром советского авангарда. «Новый Вавилон» авторы создавали под влиянием интеллектуального кино.
В центре сюжета Париж 1870-х годов. Юная продавщица Луиза, стоявшая за прилавком огромного столичного магазина «Новый Вавилон», приходит на баррикады Парижской коммуны. Солдат Жан, возлюбленный девушки, становится в ряды карателей. В «Новом Вавилоне» Козинцев сумел выразить тревожные раздумья молодых художников, участников ФЭКС, о судьбе грянувшей в стране революции и драматическом времени.
Черно-белый немой фильм советских режиссеров был по достоинству оценен зрителями спустя много лет и стал одним из лучших у режиссера, в дальнейшем завоевавшего одобрение европейской публики.
«Дон Кихот»
Дата премьеры: 23 мая 1957
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,6
В середине 1950-х киностудия «Ленфильм» отметила знаковый для себя момент – выпуск на экраны первого цветного широкоэкранного стереозвукового фильма. Им стал «Дон Кихот» Григория Козинцева по пьесе Евгения Шварца, написанной по роману Мигеля де Сервантеса.
Постановщик не ставил перед собой задачу следовать за писателем и переносить на киноленту все переделки, в которые попадали Дон Кихот и Санчо Панса, великолепно исполненные Николаем Черкасовым и Юрием Толубеевым. Важнее стало показать, что хитроумный идальго и его спутник – едва ли не единственные разумные люди в обезумевшем мире, где властвуют лицемерие, несправедливость и жестокость.
Режиссер и актеры собрали многочисленные награды на международных кинофестивалях в Ванкувере, Сан-Себастьяне, Стратфорде и, конечно, внутри страны. «Дон Кихот» вошёл также в основной конкурс Каннского кинофестиваля, но на нём отмечен не был. Впрочем, сейчас можно уверенно говорить, что Козинцев снял картину, вошедшую в золотой фонд советского кинематографа.
«Гамлет»
Дата премьеры: 24 июня 1964
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0
Премьеру советской экранизации бессмертного произведения Уильяма Шекспира приурочили к 400-летию со дня рождения автора. До того, как снять фильм, Козинцев поставил «Гамлета» в Академическом театре драмы имени Пушкина – это произошло в 1954 году. Пьеса имела огромный успех у публики.
Съемки картины постановщик начал в 1962 году. При этом Козинцев точно знал, кто исполнит главную роль – выбор пал на молодого Иннокентия Смоктуновского. Режиссёр увидел его в картине выпускника ВГИКа Виктора Соколова «До будущей весны». Козинцев отметил в артисте его творческую самобытность и уже твёрдо знал, кто будет Гамлетом.
Роль Офелии режиссер предложил Анастасии Вертинской, студентке театрального Училища имени Б.В.Щукина. К тому моменту советскому зрителю она уже была известна по ролям в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии». Однако «Гамлет» принес ей международную славу и популярность. Зарубежные СМИ щедро расхваливали актрису.
«Гамлета» с восторгом встретила критика и зрители за рубежом, однако в СССР на ленту шли неохотно. По посещаемости фильм занял лишь 19-е место.
На Венецианском кинофестивале 1964 года фильм стал одним из номинантов на главный приз — «Золотой Лев» и был отмечен Специальным призом жюри. Ленту ждало ещё множество призов и номинаций на престижнейшие премии мира. Исполнитель главной роли Иннокентий Смоктуновский сделал у Козинцева, пожалуй, свою главную киноработу.
«Король Лир»
Дата премьеры: 8 февраля 1971
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,0
Двухсерийный советский фильм «Король Лир», в основу которого легла одноименная пьеса Шекспира, был поставлен на киностудии «Ленфильм». Премьера последней картины прославленного режиссера состоялась 45 лет назад.
Большую часть съемок провели в окрестностях эстонской Нарвы. Старинная крепость Ивангород, известная сегодня многим петербуржцам, путешествующим в соседнюю страну, была признана отличной декорацией для королевского дворца и замков старших дочерей короля. Золоотвалы Прибалтийской ГРЭС стали местом, где запечатлели ряд ключевых сцен киноленты. На городском пляже сняли высадку французских войск. Отдельные эпизоды пришлось ставить под Новосибирском и в Паланге. Музыку к фильму написал композитор Дмитрий Шостакович.
Самые большие сомнения у съемочной группы и дирекции картины вызывало назначение на главную роль Юрия Ярвета. Одно предложение вызвать эстонского артиста на пробы вызвало общее недовольство. Почти никто не поддержал Козинцева, а директор съемочной группы был уверен, что даже деньги на билет для актера будут потрачены зря. Сам Ярвет серьезно к предложению также не отнесся, приехав в Ленинград, больше желая приобрести дефицитные в то время апельсины для семьи. Любопытно, что главную роль в артисте Козинцев увидел тогда, когда решил оттолкнуться от предложения попробовать его в образе бродяги. Режиссер вспоминал, что проб на Лира было множество, только все они были безрезультатными. Козинцев чувствовал, что поступил легкомысленно, решившись взяться за фильм, абсолютно не зная исполнителя главной роли.
Сразу после выхода «Короля лира» на экраны картину отметили на Лондонском кинофестивале выдающихся фильмов. Спустя год кинолента взяла Главный приз на I Международном кинофестивале в Тегеране, а также «Серебряную сирену» на Фестивале советских фильмов в Сорренто и «Серебряный Хьюго» на фестивале в Чикаго.