Уроки пандемии. Пиотровский о «фальшивках» Фаберже и селфи с «Мадонной»

Пиотровский уверен, что музей без посетителей - тоже музей. © / Государственный Эрмитаж

Пандемия ударила по учреждениям культуры особенно больно. Эрмитаж, например, как и другие музеи, больше четырех месяцев работал без посетителей, и сейчас ряд запретов сохраняются. Однако, по словам его руководства, и «в новой реальности надо находить положительные стороны». Какие именно? 

   
   

Кто поддержит культуру?

Елена Данилевич, SPB.AIF.RU: Как музей пережил пандемию?

Михаил Пиотровский: Во время коронавирусных ограничений мы получили много уроков, и один из главных, что музей без посетителей - тоже музей. Последний мост между людьми, когда остальные переправы взорваны. Цифры это подтверждают. В сложную пору изоляции наш музей «посетили» онлайн около 70 млн человек со всего мира. Но это притяжение было взаимным. Мы подготовили целый цикл познавательных, нестандартных экскурсий, которые в режиме интерактива вели известные специалисты. Запустили насыщенные программы, в том числе для детей, «открыли» хранилища и запасники. Сегодня зрители, пройдя эти университеты, возвращаются в залы значительно лучше подготовленными, узнав много нового».

- Вы утверждаете, что хотите сделать музей доступным для всех. Но как этого добиться?

Инклюзия, обозначающая реальное включение в активную жизнь, - для нас один из самых главных критериев. Он означает доступность музея не только для тех, у кого есть физические преграды, но и материальные трудности. Чтобы помочь людям снять эти проблемы, Эрмитаж нашел возможность для дальнейшего увеличения льгот. Так, с 1 мая студенты, дети, пенсионеры, инвалиды 1-й и 2-й групп смогут приобрести билет в главное здание по особой цене - 300 рублей. А посещение Главного штаба для этих категорий жителей на протяжении 5-6 месяцев станет бесплатным. Там же открыта общедоступная библиотека современного искусства. Студентов ждем уже сейчас. Квоты будут выделяться каждый час на протяжении рабочего дня. Конечно, надо быть реалистами и понимать: даром ничего не дается, все скидки - из кармана Эрмитажа. Но мы кое-что заработали и сочли нужным пойти на этот шаг.

- Раз речь о деньгах, не секрет, что из-за вынужденного простоя Эрмитаж лишился более половины годового бюджета. Государство обещало возместить потерянные средства. Чиновники сдержали слово?

   
   

- Сдержали. В текущем году правительство компенсировало многим учреждениям культуры выпадающие доходы. В том числе Эрмитажу. В определенной степени это произошло и благодаря моей поправке в Конституцию, которая была принята во время обсуждения документа в 2020 году. И хотя восполнили не все, это позволило сохранить сотрудникам зарплату на уровне прошлого года. Сейчас мы тщательно отчитываемся, как потратили деньги, объясняем каждую копейку, но это нормально. Идет диалог, и в данной ситуации положение музеев в России оказалось лучше, чем во многих странах мира.

Я неоднократно говорил, что поддержка культуры, учреждений, которые работают в этой сфере, - обязанность общества. Театры, музеи не должны быть постоянно нацелены на заработки, увеличение доходов, стремясь выжить. Также продолжаю повторять, хотя многим такие утверждения не нравятся, что музей - это роскошь, подарок, явление. Он доступен, но сюда приходят не для развлечения. Посмотреть кино и посетить Эрмитаж - не одно и то же.

Зачем «выбросили» Рафаэля?

- Эрмитаж отличается своими сложными, многослойными экспозициями на острые темы. В новом сезоне традиция сохранится?

- Она и не прекращалась. Мы уже рассказали о Рафаэле, которого XX век «выбросил» из числа главных художников эпохи. Первенствовали Микеланджело, Караваджо, Рембрандт… Но мы показали, что «Линия Рафаэля» прошла по всему мировому искусству. Причем показали на материале Эрмитажа. Мало какой музей может себе это позволить - полемизировать, опираясь на картины своего фонда. Ряд выставок откроется уже в конце апреля. Накануне Пасхи покажем церковные одеяния и представим после реставрации Малую церковь Зимнего дворца, которая знаменита еще и тем, что там много лет реставрировалась «Даная» Рембрандта.

В мае начнет работу экспозиция, посвященная Александру Невскому: проследим, как формировался и менялся культ главного святого России. В Зимнем дворце откроются две Запасные галереи, где будут представлены европейская живопись и фрески Средней Азии. Запланированы интереснейшие выставки среднеазиатских халатов и африканских масок с их мощной энергетикой и ритуальными образами. Эрмитаж был всегда неравнодушен к современным тенденциям, экспериментам, и в этом году проведем выставку произведений в формате невзаимозаменяемых, я их в шутку называю неразменными, токенов (NFT-работы). Такой проект станет первым в России. Также продолжим исследовать ювелирное искусство.

- Кстати, о драгоценностях. Скандалом обернулась выставка работ Фаберже. Музей обвинили, что публике показывают не шедевры, а «вульгарные новоделы». Эрмитаж провел собственное расследование. Каковы итоги?

- Выставка, которая вызвала столько шума и наездов, показала, что, с одной стороны, существует музей, с другой - рынок, где на этикетках указано, что сколько стоит. В своих оценках и поле деятельности они не всегда совпадают. Мы не вступаем в дискуссию с торговцами, но, похоже, разворошили осиное гнездо. И когда началась атака на русское коллекционирование, с разрешения владельцев провели технологическую экспертизу. Чтобы удостовериться, из какого материала изготовлены предметы, когда, проверить подлинность и т. д. Результаты показали: не было никаких оснований, чтобы не принимать вещи на выставку. Что касается атрибуции - сколько процентов, где стоит штамп, - она определяется собственниками на основании документов. Мы опубликовали, впервые в практике, большую работу на эту тему. Более того.

У нас есть договоренность с компанией «ZEISS» о создании банка данных с описанием всех клейм знаменитого ювелира. Кто хочет сотрудничать, удостовериться в подлинности своих коллекций - пожалуйста. Мы не проверяем, а исследуем. Потому что у того же Фаберже, несмотря на славу и огромную стоимость его творений, много неоднозначных вещей.

Какого цвета Зимний?

- Вокруг Эрмитажа постоянно немало споров. В последнее время снова началась полемика по поводу «настоящего» цвета Зимнего дворца. Удалось прийти к единому решению?

- Недавно получил очередное письмо: «Что же вы, мерзавцы, делаете с Зимним, когда вернете ему историческую окраску?». Но в разные годы она была разной, дворец перекрашивали минимум восемь раз. Автор, наверное, имеет в виду времена Николая II, когда Зимний был красным, почти пурпурным. На эту тему мы даже провели опрос в интернете, и большинство петербуржцев, которые бывают на Дворцовой, ответили, что не готовы что-то менять. Тем более возвращать охристый цвет, а уж красно-кровавый точно не нужен. Поддерживаю конструктивную дискуссию, но у нас почему-то обсуждения часто превращаются в филибастерство (растягивание споров, «утапливание» предмета в частных, несущественных случаях. - прим.ред.). Пора прекратить долгие разговоры - нужно принимать взвешенные решения.

- Одно из таких решений - реставрация Биржи. Вы сказали, что уже к концу текущего года с фасадов снимут леса. Неужели эпопея с ремонтом закончится?

- Мы скоро целый учебник издадим, как вести себя с подрядчиками, что делать, чтобы совсем не обокрали (улыбается). В Старой Деревне, где у нас строятся хранилища, - уже пятый подрядчик, на Бирже - четвертый. Единственное спасение - вести весь процесс поэтапно: конкурсы, финансирование и т. д. У нас много хороших специалистов, но очень много и тех, кто не умеет делать, как следует. Нет профессионалов, мастеров. А строительство, связанное с возрождением, архитектурой, очень сложное и требует высокого качества. Поэтому постоянно следим за ходом работ, стараемся предупредить рискованные моменты. Пока на всех объектах сбоев нет, чтобы не сглазить, и на следующий год надеемся открыть Биржу. Там разместится музей геральдики.

- Вы утверждаете, что Эрмитаж не для развлечений. Но многие сегодня стремятся в его залы, чтобы сделать селфи с «Мадонной» Леонардо и поскорее выложить в соцсети. Общение с прекрасным их интересует мало. Как вы к этому относитесь?

- Вопрос - для чего человек приходит в музей? Если он фотографируется на фоне шедевра, значит, вступает с ним в диалог - пожалуйста, почему нет? Считаю, что Эрмитаж - очень демократичный музей, где есть место для каждого. Ты много знаешь - еще раз увидишь непревзойденные творения, мало - тебя ждут удивительные открытия. Человеку нужно успокоиться или, наоборот, получить заряд, драйв - картины ему помогут. Это настоящая арт-терапия, культура, которая может стать лекарством от постоянного стресса и кризиса. Поэтому Эрмитаж - наше национальное достояние и в то же время для каждого он свой.