Творческий феномен. Талант композитора открылся у петербуржца в 82 года

личный архив

В официальном документе — экспертном заключении Союза композиторов — о таланте петербуржца Александра Романовича Контарева пишут, как о «творческом феномене». Герою, о котором пойдёт речь, 83 года. Совсем недавно он вёл тихий образ жизни и уж точно не думал, что станет композитором-мелодистом, а его произведения будут исполнять знаменитые петербургские солисты.

   
   

Не меньшее удивление вызывает тот факт, что Александр Романович не знает нотной грамоты и раньше был только любителем музыки, как и большинство из нас. Музыка открыла перед героем новые горизонты, а его имя едва не попало в Книгу рекордов.

краткая биография:
Александр Романович Контарев родился в 1940 году в Иркутской области. В Ленинград приехал в 1963 году после окончания Политехнического института — по распределению, он получил направление на Балтийский судостроительный завод. Позже стал самым молодым директором фабрики в Ленинграде. Также работал в объединении Электросила. Имеет пятерых детей и девять внуков.

«Закружила мелодия»

Детство Александра Романовича пришлось на военные годы. Он вырос в Иркутской области. Здесь же у него состоялось первое знакомство с музыкой. Одно из ярких воспоминаний: в доме стоит старинное пианино. Но никто на нём не играет.

«Брат и сестра учились музыке. Я же был, мягко говоря, непоседа, и родители махнули на меня рукой: мол, толку от занятий всё равно не будет — зачем тратить на меня время и деньги?» — вспоминает Александр Контарев. — Брат с сестрой упражнялись в игре на фортепиано, но вскоре забросили это занятие. А я в восьмом классе впервые влюбился, и меня неодолимо потянуло к музыке. Попросил сестру, чтобы она показала ноты. В конце концов, я даже разучил два-три вальса. Но на этом наше общение с музыкой прервалось на долгие годы».

После окончания Политехнического института он приехал в Ленинград. Да так и остался в любимом городе. Затем — работа на Балтийском заводе. Атомные ледоколы и романтика заводских цехов — как тут найти время для искусства?

Последние двадцать лет Александр Романович занимался семейным бизнесом, в свободное время много читал книги, собрав дома большую библиотеку. Среди его знакомых много творческих людей. Но самая яркая личность — прозаик и поэт Константин Шатров.

   
   

«Долгое время у меня на полке лежал сборник его стихотворений, — вспоминает Александр Романович. — Год назад я случайно открыл книжку с мыслью прочитать первое стихотворение, потому что автор всегда ставит первым стихотворение самое значимое. Первое стихотворение „Метелица“. Читаю, и тут же у меня в голове, как снежные хлопья, закружилась мелодия на эти стихи. Стал напевать вслух. Потом даже немного повальсировал по комнате. Так и родилась моя первая песня».

Но чтобы превратить мелодию в настоящую композицию, Александр Романович обратился к аранжировщикам и на студию звукозаписи. Всё, что было у композитора, — диктофонная запись напетой по вдохновению мелодии на стихи, запавшие в сердце. Современные технологии творят чудеса: аранжировщики создали полноценную композицию на основе мелодии, прописали партии трубы, фортепиано, скрипки и барабанов, а голос автора наложили поверх музыки.

У Александра Контарева есть брат и сестра, которые обучались музыке. Фото: личный архив

Профессионалы оценили

Вскоре родились ещё несколько романсов и песен на стихи любимых поэтов — Сергея Есенина, Николая Рубцова и Константина Шатрова. И каждый раз, по словам композитора, музыку как будто ему кто-то напевал на ухо, а он повторял.

«Любопытно, что каждый композитор на вопрос о том, откуда приходит вдохновение, показывает пальцем вверх», — делится герой.

Но одной рукой узла не свяжешь. Новоиспечённый композитор решил показать свои записи профессионалам. Отправил письмо в Комитет по культуре Петербурга.

«Мне нужно было точно знать, правда ли у меня выходит что-то стоящее, или это всего лишь неказистые опусы, — говорит Александр Романович. — Каково же было моё удивление! Экспертная группа союза композиторов Ленинграда провела анализ моих произведений и пришла к выводу, что они действительно заслуживают интереса».

В чём-то Александр Романович повторил путь всех начинающих творческих людей — он своими силами пробивался в творческие сообщества, в администрацию города. О нём, как о композиторе, в Петербурге ещё мало кто знал. Многие относились настороженно: как это — в 82 года, без музыкального образования, и вдруг начал писать музыку?

«Одни отворачивались, не хотели со мной иметь дела. Другие, мне кажется, даже завидовали — хотя какой я им конкурент в мои-то годы? — разводит руками композитор. — Но, когда мне пришло от письмо вице-губернатора Петербурга Бориса Пиотровского, где он поддержал меня, ко мне стали относиться серьёзнее».

Александр Романович стал искать солистов. И здесь удача. На этот раз интуиция привела его в культурно-досуговый центр «Троицкий» около станции метро Пролетарская.

Композитор пришёл в досуговый центр, где познакомился с первым исполнителем своей песни. Фото: культурно-досуговый центр «Троицкий»

«Совершенно случайно зашёл. В фойе — никого. Вдруг слышу таинственную музыку издалека, она меня как будто повела за собой. Я очутился в тёмном концертном зале, сел в уголке и стал наблюдать. На сцену выходили разные исполнители, а члены жюри их оценивали», — рассказывает наш собеседник.

Наконец, все стали расходиться. Композитор подошёл к одному из членов жюри. Тот представился Александром Пахмутовым — известнейшим в городе солистом, тёзкой знаменитой советской и российской пианистки и композитора Александры Пахмутовой. Он послушал композицию «Песня о Ленинградской блокаде» и согласился её спеть.

«Его зацепило, что в моих песнях, в отличие от многих, нет пафоса, — говорит Александр Романович. — Они о судьбах простых людей-блокадников, которые жили здесь и умирали трагической смертью от холода и голода. Пахмутов согласился спеть мою песню».

За первым солистом подтянулись и другие. Соглашались не сразу — серьёзные артисты тщательно выбирают репертуар. Как поверить в то, что человек в таком почтенном возрасте способен создавать по-настоящему сильные и талантливые вещи? Но Александру Романовичу повезло: с ним согласились работать Сергей Зыков, Антон Авдеев и другие солисты Петербурга. Они исполнили его произведения «Давайте Россию беречь», «Неразделённая любовь», «Где заблудились ангелы?» Всего за год родилось свыше 25 композиций, включая марши, романсы и другие жанры. Да и друзей-музыкантов у него сильно прибавилось.

В полушаге от Гиннеса

У Александра Романовича пятеро детей и девять внуков. Узнав о его вдруг открывшемся таланте, близкие сначала испугались, но потом поддержали. «Сестра говорила — остепенись, займись лучше чем-нибудь более спокойным, — смеётся композитор. — Но я не слушал. Во мне энергия бьёт ключом».

Однажды Александр Романович едва не попал в книгу рекордов Гиннеса, как композитор, только начавший писать музыку в самом позднем возрасте. С помощью коллег и друзей он отправил письмо за границу. Но зарубежная организация прислала отрицательный ответ из-за санкций к России. Это его не расстроило.

Песни автора делятся на лирические и патриотические композиции. Есть песни, посвящённые СВО на Донбассе.

«Сейчас для меня главная цель — чтобы мои произведения на военную тематику были услышаны на фронте и в тылу, — говорит композитор. — В наше непростое время песни важны как боеприпасы. Ведь в Великую Отечественную войну мы побеждали с песнями».

На вопрос о планах на будущее Александр Романович пожимает плечами и смеётся: впереди всё самое интересное. Хороших стихов не счесть. Как и музыкальных идей. В феврале в Петербурге пройдёт его первый творческий вечер — сочинения композитора исполнят известные солисты города.

«Жизнь изменилась за последний год коренным образом, — признаётся он. — Мои мелодии теперь всегда со мной. Радость творчества и признание слушателей — это такой шикарный подарок! Не за какие деньги его не купишь. Творчество отодвинуло все проблемы — и со здоровьем, и в личной жизни. С музыкой не страшны никакие инсульты, деменции! Когда у меня получается сочинить романс, или когда солист соглашается исполнить мою песню — для меня это ни с чем не сравнимая радость».