Можно ли умереть после вакцинации от COVID. Честный разговор с биологом

Исследования продолжаются и после выведения вакцины на рынок. © / Вероника Такмовцева / АиФ

Вероятность анафилактического шока после введения вакцины – один на миллион случаев. В то время как, например, на популярное жаропонижающее – один на десять тысяч. В сто раз меньше, но боятся все именно прививок.

   
   

О том, какие побочные эффекты нас действительно могут ждать после прививки от COVID-19, – рассказала биолог, специалист по промышленным биотехнологиям, известный медицинский блогер Антонина Обласова.

Что значит «применять с осторожностью»?

В инструкции к «Спутнику V» указано, что он «применяется с осторожностью» при определенных заболеваниях (см. инфографику). Однако не надо думать, что это противопоказания. Все перечисленные заболевания – это состояния, которые повышают вероятность того, что:

  • их обострение совпадет с поствакцинальным периодом;
  • при некоторых из них будет снижена эффективность вакцины, так как, например, при лечении используются препараты, приводящие к снижению активности иммунной системы.

Люди из этого раздела объединены одной общей чертой: это нестабильные состояния, которые вне зависимости от прививки могут в любой момент «рвануть» и привести к гибели. А значит, выше вероятность совпадения по времени данного периода и поствакцинального. Однако человек может быть привит в стадии ремиссии. Тем более что все вакцины неживые и безопасны даже для иммунокомпрометированных лиц.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Что такое побочные эффекты?

Побочный эффект – не обязательно что-то плохое, это просто не целевой эффект. Могут быть и хорошие побочные эффекты. Например, вакцины от ротавируса снижают вероятность диабета во взрослом возрасте. Получается, такой параллельный бонус. Однако сам термин «побочный эффект» уже устарел. В современной медицине любое неблагоприятное, с медицинской точки зрения, событие, возникшее после иммунизации, называется побочное проявление после иммунизации (ПППИ). При том, что оно может и не иметь причинно-следственную связь с вакцинацией.

ПППИ могут быть обусловлены:

  • Действием вакцины. Например, аллергическая реакция на входящий в нее компонент.
  • Нарушением качества вакцины. Например, нарушение стерильности.
  • Ошибками в процессе иммунизации. Например, вакцину ввели не внутримышечно, а подкожно.
  • Эмоциональными реакциями. Например, страхом перед иммунизацией, который может привести к обмороку после прививки.
  • Совпадением по времени с поствакцинальным периодом. Например, возникает температура, которая на самом деле вызвана другим заболеванием.

*По данным ВОЗ

Зная, что такое побочные проявления, теперь давайте рассмотрим те, что непосредственно связаны с действием вакцины (см. таблицу). Так, вероятность анафилактического шока на вакцину – примерно один на миллион случаев. В то время как, например, на популярное жаропонижающее «Нурофен» – один на десять тысяч. В сто раз меньше! Но принимать препарат при этом никто не боится. Стоит отметить, что во время клинических испытаний мы не всегда можем выявить такие экстремально редкие побочные проявления. Этот один случай на миллион при испытаниях на 40 тысячах человек может не проявиться. Поэтому исследования продолжаются и после выведения вакцины на рынок. Делается это методом сравнения с фоновой частотой событий в популяции. К примеру, мы знаем, что на каждую тысячу человек старше 80 лет приходится по три инсульта в год. Мы всех их привьем и посмотрим: если цифры остались прежними – вакцина никак не повлияла на фоновый уровень, если мы выявим 5 или 10 инсультов, то уже будем разбираться.

   
   
Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Как видим, в изученной выборке вакцина фактически не увеличивает частоту негативных событий. Более того, мы не ожидаем от нее и долгосрочных побочных проявлений. В отличие от самого коронавируса.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Выявили ли «побочки» у «Спутника V» в других странах?

Если мы российской статистике не доверяем, то можем обратиться к опыту зарубежных стран и, в частности, Аргентины, которая публикует очень подробные отчеты. В этой стране уже сделано порядка 7 миллионов доз. Если мы говорим о каких-то неблагоприятных событиях, связанных с вакциной, то на указанное количество доз их было выявлено 38 000. Из них серьезных: 9 случаев анафилаксии и 6 случаев повышения температуры выше 40 °C. Также на 7 млн уколов «Спутником V» пришлось пять неблагоприятных событий в поствакцинальном периоде, связь которых с введением препарата пока не установлена. В их числе два случая возникновения синдрома Гийена-Барре (редкое состояние, при котором иммунная система человека поражает собственные периферические нервы), два случая тромбоцитопении (снижение уровня тромбоцитов в крови) и один случай перикардита (воспалительный процесс в сердце). Дальнейшие исследования покажут, были ли они вызваны иммунизацией.

Можно ли заранее узнать, у кого вакцина вызовет анафилактический шок?

Нет, если у вас раньше не было анафилаксий, то вы никак не можете предугадать подобную реакцию на вакцину. Невозможно сдать заранее анализ и выяснить, будет ли у вас такая реакция. Но риск, повторю, просто мизерный, на котором зацикливаться не стоит. В то время как риск погибнуть от коронавируса несравнимо выше.

Может ли вакцина вызвать тромбоз?

Этот вопрос больше всего беспокоит людей, опасающихся побочных реакций. Давайте его разберем подробно.

Связь между вакциной AstraZeneca и тромбозами была установлена весной этого года. Многие незамедлительно провели параллель и стали ожидать того же от всех векторных вакцин, включая «Спутник», хотя идентичными их назвать нельзя. Что же на самом деле произошло?

На начало апреля в Европе были зарегистрированы 222 случая атипичных тромбозов на 34 млн введенных доз. Следовательно, вероятность возникновения тромбоза после вакцины AstraZeneca – 6,5 случая на 1 млн или 1 случай на 150 тысяч введенных доз. По «Спутнику» доступной информации не так много, но такие тромбозы не фиксировались. По данным из Аргентины, зафиксировали 2 случая иммунной тромбоцитопении на 1,5 млн введенных доз. Это немного другое явление. Как оказалось, причина тромбозов на вакцину AstraZeneca – это иммунная реакция, сопровождающаяся образованием антител к тромбоцитарному фактору-4 (PF4). Не потому, что вакцины такие плохие, а потому, что все люди разные и в популяции есть индивиды (их мало), у которых в организме есть белки, очень похожие на ковидные S-белки! Получается, после прививки вырабатывается иммунитет и эти самые антитела атакуют и собственные белки человека. Но! Когда коронавирус попадает в клетки хозяина, он тоже заставляет их синтезировать S-белок. И у заболевших COVID-19 также наблюдаются подобные тромбозы. Причем вероятность их в 6,7-7,4 раза выше, чем после вакцинации той же AstraZeneca.

И если некоторые первые случаи образования тромбозов после вакцинации заканчивались смертельными исходами, то сейчас уже разработан алгоритм диагностики и лечения. Известный риск – контролируемый риск. Нужно помнить, что тромбоз – далеко не скоропостижная ситуация типа «сделал прививку и умер от тромба, который откуда-то оторвался». Это состояние поддается терапии. Главное – вовремя заметить его проявление.

На данный момент единственная ситуация, когда требуется временный медотвод, – острый тромбоз или легочная эмболия в течение первых трех недель от появления симптомов. Потом можно смело идти прививаться на фоне терапии антикоагулянтами. Что касается варикоза, который беспокоит многих, то варикоз и «ковид» – это два самостоятельных фактора риска тромбоза. Поэтому при дикой инфекции вы имеете дополнительную угрозу тромботических осложнений.

Эти симптомы должны вас насторожить:

  • выраженная головная боль, головокружение, нарушение зрения, судороги;
  • интенсивная боль в животе;
  • отеки и боль в нижних конечностях;
  • геморрагические проявления на коже;
  • боли в груди, одышка.

Симптомы обычно проявляются на 4-28-й день после вакцинации. Необходимо незамедлительно обратиться за медицинской помощью.

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцев