Мертвая вода льется в Неву

   
   

Корреспондент «АиФ-Петербург» решил провести собственное расследование, какой урон наносит «Красный Бор» экологии нашего региона.

Это не вода!

Провести исследование оказалось несложно. Захватив с собой две трехлитровые банки, я должен был набрать воду, которая течет с полигона. В идеале в магистральном канале, который напрямую соединен с реками Ижорой и Невой, должна находиться обыкновенная дождевая вода. Чтобы добраться до канала, пришлось пройти около километра по лесу рядом с полигоном. И вот среди деревьев показалась вырытая экскаватором аккуратная канава. Вид у нее вполне сносный: берега заросли травкой и кустарником, а по дну весело журчит довольно прозрачный ручеек. Никаких нефтяных пятен и радужных разводов на поверхности воды. Только гадкий химический запах, который не давал вдохнуть полной грудью, портил благостную картину. Пробы взяты, теперь можно смело отдавать воду на экспертизу.

Исследования провели специалисты ФГУ «Ленинградский референтный центр Россельхознадзора». Для чистоты эксперимента мы не сообщили лаборантам, что за воду они исследуют. Правда, открыв банки, они сразу же уверенно заявили, что «судя по запаху, водичка с какого-то химического производства». И результаты не порадовали.

Первая проба - «химическое потребление кислорода» - показала превышение санитарно-эпидемиологических норм в 30 раз! Это говорит о том, что водица, попадающая в Неву, содержит в себе огромное количество органических и неорганических химических веществ (фенолов, бензолов, пестицидов).

Следующая проба - на тяжелый металл кадмий - превышение предельно допустимой концентрации в 8 раз. Ртуть - в 2, 6 раза. Превышение концентрации по фосфору - более чем в 15 раз. Прошлым летом в Ижоре наблюдалась массовая гибель рыбы. Тогда причину так и не нашли. Между тем наличие фосфора, а значит, сероводорода в магистральном канале может быть истинной причиной отравления рыбы в реке. Аммонийный азот также негативно влияет на нервную систему как человека, так и животных. Прозрачная вода, мирно журчащая по каналу, несет в себе двукратное превышение предельно допустимой концентрации азота. Кроме того, исследования показали превышение ПДК по натрию.

- Воду, которую мы проверили, и водой-то назвать сложно, - подвела итог исследованию специалист ФГУ «Ленинградский референтный центр Россельхознадзора» Жанна Баргман. - В ней в больших количествах обнаружены нефтепродукты, пестициды, минеральные удобрения, растворители. В целом она в 18 раз грязнее, чем вода, предназначенная для технических целей. Даже трудно предположить, что произойдет с человеком, выпившим такой «коктейль» или съевшим рыбу, живущую в этой воде. Дело в том, что многие химические соединения, которые есть здесь, влияют на генетику, некоторые вообще не выводятся из организма. Последствия могут быть печальными: даже единичное потребление такой воды может сказаться на потомстве человека, высока вероятность рождения детей с мутацией.

Изобретение - на дне котлована

Между тем ученые еще в 2000 году предложили выход из сложившейся ситуации. Уже тогда энтузиасты под руководством директора ОЭЭП РАН академика Януша Данилевича поняли, что строительство завода по переработке химических отходов из-за недостаточного финансирования ведется слишком медленными темпами и его ввод в эксплуатацию не решит проблемы. Ведь даже работающее на полную мощность предприятие сможет переработать 1,5 млн. тонн промышленных отходов не раньше чем через 50 лет.

Был придуман альтернативный способ: жидкость, хранящаяся на полигоне, смешивается со сланцевой золой. Химические соединения превращаются в огромные кирпичи, которые могут храниться в таком состоянии сотни лет. Эта технология утилизации жидких отходов отличается от других своей относительной дешевизной и простотой. Она не требует сложного технологического оборудования и большого количества обслуживающего персонала.

Технология даже была запатентована, однако хода так и не получила. По словам одного из изобретателей Марка Новикова, некие люди настоятельно посоветовали ученым свернуть исследования. Иначе, как разъяснили изобретателям, можно оказаться на дне тех самых котлованов, которые ученые собирались обезвредить. А через некоторое время был уволен тогдашний директор полигона «Красный Бор» Владимир Вовчанов, который активно поддерживал идею «отверждения отходов».

Не стоит забывать, что для некоторых персон полигон «Красный Бор» - серьезная финансовая кормушка. На махинациях с отходами можно неплохо заработать.

А пока полигон продолжает принимать химические отходы, которые наносят непоправимый ущерб экологии. Не случайно недавно власти Финляндии и Швеции распространили предупреждение, по которому беременным женщинам и кормящим матерям настоятельно не рекомендуется употреблять в пищу балтийский лосось, форель и сельдь. А исследования «Гринпис» показали содержание в крови жителей Санкт-Петербурга наличие ядовитых диоксинов и фуранов.

Смотрите также: