ОМС. Перезагрузка

   
   

С 1 января нас ждет новый закон об ОМС, на сегодняшний день принятый Госдумой в первом чтении. О том, что в связи с этим изменится в охране нашего здоровья, рассказывает Федор Михайлов, директор одной из страховых медицинских компаний Петербурга, который в течение шести лет курировал систему обязательного медицинского страхования в Комитете по здравоохранению и неоднократно выступал с критикой этой системы. 

- Можно ли сказать, что с появлением нового закона на вашей улице наступил праздник?

- Мы давно ждали этого закона, но, к сожалению, он мало чем отличается от существующего. Все, на самом деле важные вещи, которые были в проекте закона, после обсуждений из него исчезли. Единственное существенное изменение, на мой взгляд, это - единый электронный полис для каждого гражданина России.

Планируется выдавать его в два этапа: вначале человек получит бумажку, а через 2 месяца после специальной проверки - пластиковую карточку, в которой не будет названий ни страховой компании, ни лечебных учреждений. Это будет, по сути, социальная карточка, по которой человеку обязаны будут оказывать медицинское услуги, входящие в программу госгарантий, на территории всей страны.

- Но наш полис тоже легитимен на территории всей страны!

- Из-за сложностей территориальных расчетов существуют проблемы с получением медицинской помощи в чужих регионах. Теперь эти проблемы должны быть устранены - с 1 января в стране начнет вводиться единая компьютеризированная система прямой оплаты счетов по ОМС, на это выделены колоссальные деньги.

Все остальное в новом законе - просто шлифовка ныне существующего. Видимо, разными, зачастую противоречащими друг другу подзаконными актами его настолько замусорили, что пришло время, говоря компьютерным языком, перезагрузиться – очиститься от всего лишнего, противоречивого. Это не принципиально новый закон, а перезагрузка старого, не надо питать по его поводу иллюзий.

В новом законе говорится о праве гражданина на выбор медицинского учреждения, врача и страховой компании. Но это право есть и в нынешнем законе ОМС, однако осуществляется оно с оговорками.

   
   

Если говорить о выборе стационара, то при плановой госпитализации право на него безоговорочно. При экстренной – ситуация иная. Если речь идет о жизни пациента, решение принимает медицинский работник, и, как правило, - в пользу ближайшего стационара. Если же помощь может быть отсрочена, пациент имеет право выбрать стационар, но не каждый стационар дежурит по всем профилям ежедневно. Кроме того, в нем может не быть мест. Помимо этого, у нас в городе существует ещё очень порочная система оплаты, когда больнице «перевыполнившей план» оплачивают последующих пациентов с понижающим коэффициентом 0,35, а тем к кому пациентов пришло мало, «план не выполнен», следовательно, не хватает средств на зарплату, вводят повышающий коэффициент к тарифу 1,2. То же касается и поликлиник.

При выборе врача наше право осуществимо только при согласии этого врача, который не может работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

В Петербурге действуют и другие, не очень законные ограничения. Например, пациент может обращаться за помощью без направления только в базовую (прописанную в полисе) поликлинику, а в другие медучреждения ему нужно направление. Наши многочисленные попытки доказать не только социальную, но и экономическую неэффективность такого ограничения пока не увенчались успехом.

Вероятно, Новый закон эту ситуацию изменит. Было бы правильно за каждого «лишнего» пациента платить адекватно, он бы тогда и «лишним» ни для кого не был и конкуренция в среде медицинских учреждений появилась!

Правда, если поликлиника, которую выбирает человек, соответствует месту его фактического проживания, ему не имеют права отказать в прикреплении. Гражданину достаточно уведомить о выборе свою страховую компанию.

Если участковый врач назначил консультацию, то и по нынешнему, и по новому закону, пациент имеет право выбирать, где и у кого он будет её получать. Он может отказаться консультироваться у кардиолога поликлиники, и участковый обязан направить его к выбранному доктору, но на деле поликлинике отпускать пациента не выгодно. В этом случае нужно обращаться в страховую компанию, которая должна помочь своему застрахованному.

- Но выбрать хорошую страховую компанию - дело сложное, скорее всего, большинство наших граждан заниматься этим не будут, останутся там, где застрахованы сейчас.

- Активность наших сограждан чрезвычайно низка, даже если речь идет об их здоровье. В Петербурге разрешили выбирать страховую компанию 2 года назад, за это время своим правом воспользовалось всего около 10 тыс. человек, в основном, пенсионеры. Подавляющее большинство людей выбрали страховую компанию рядом с домом, вообще не понимая, зачем им эта компания. А она нужна для того, чтобы помочь своему застрахованному получить медицинскую помощь без проблем – без очередей, без записей на полгода вперед, там, где он хочет, и, конечно, бесплатно. При возникновении любой проблемы в лечебном учреждении нужно позвонить в свою компанию, номер телефона которой находится на обороте полиса. Скажем, заболел у вас глаз, а номерков к офтальмологу нет. Или у вас вымогают деньги за медицинскую услугу. Позвоните в страховую компанию, и она решит вашу проблему. Но позвоните до, а не после того, как вы эти деньги отдадите!

- А если не решит?

- Значит, вы выбрали не ту компанию, и новый закон дает вам право поменять её по истечении года.

- Но как, по каким критериям её выбирать?

- С 1 января в течение 3-х лет вам нужно поменять полис и выбрать СМК. Нужно спокойно и вдумчиво отнестись к выбору своего защитника на поле здравоохранения, искать информацию в интернете, задавать вопросы на форумах. Так же вдумчиво нужно подходить и к выбору лечебного учреждения. Пользуйтесь вашими правами, пусть и ограниченными. Новый закон немногое поменяет в нашей жизни, так давайте поменяемся сами!

Беседовала Виктория ЗАХАРОВА

Смотрите также: