Морковка из пробирки

   
   

Чтобы повысить урожайность картофеля, в него вводят ген бактерии, а «золотой рис» содержит гены цветов. Есть растения и с ДНК человека.

Картофель с бактерией

Уже 20 лет на кафедре генетики и селекции биолого-почвенного факультета СПбГУ выращивают генетически модифицированные растения. Именно здесь помидорам, картофелю, моркови убирают, меняют собственные гены или переносят гены от других растений и даже животных.

Всё это делает растения устойчивыми к вредителям, повышает урожайность, питательные свойства самих плодов.

Так, например, в хромосомы картофеля был встроен ген бактерии Bacillus thuringiensis, которая токсична для многих насекомых.

- Раньше из этой бактерии готовили суспензию и обрабатывали ею поля. Однако при этом гибли не только колорадские жуки, но и другие насекомые, - поясняет доцент кафедры генетики и селекции Татьяна Матвеева. - Биологам удалось выделить из бактерии ген, вырабатывающий особый белок (протоксин), и пересадить его картофелю. Попадая в желудок колорадского жука, он распадается на ядовитые составляющие, и вредное насекомое гибнет.

А бабочкам и мухам опасаться нечего. Человеку это тоже не принесёт никакого вреда - разрушительный ген направлен только на колорадского жука, который может сгубить весь урожай.

Так, учёным из разных стран удалось получить и морозоустойчивый помидор, в ДНК которого встроен ген североамериканской морской камбалы. И особый сорт пшеницы, устойчивой к засухе, с геном скорпиона, а также кукурузу и хлопок с ДНК бактерий.

   
   

Кроме того, с помощью генной инженерии можно менять питательные свойства продуктов в лучшую сторону. И яркий пример тому «золотой рис» - чудо, созданное в биолабораториях. Дело в том, что для немалой части населения планеты рис - это основная пища. Но в нём фактически нет витамина А, что может привести к целому ряду тяжёлых заболеваний. Например, слепоте. Тогда учёные из Швейцарии и Германии решили заставить рис вырабатывать бета-каротин - основной источник витамина А. Для этого в рис пересадили два гена нарцисса и один ген бактерии… И проблему удалось решить. А в швейцарской биотехнологической компании «Сингента» создано второе «поколение» «золотого риса», в котором гены нарцисса заменены на гены кукурузы и содержание каротина повышено примерно в 20-30 раз по сравнению с первым «поколением».

Съедобная вакцина

Петербургские биологи сейчас активно работают над очередным «генетическим проектом» - съедобная вакцина. В лабораториях СПбГУ гены интерферонов и интерлейкинов, которые отвечают за иммунитет, пересаживают в ДНК растений. Получается, съев таким образом модифицированный фрукт или овощ, человек или животное получает натуральную вакцину для улучшения иммунитета и борьбы с вирусами. В Санкт-Петербурге идёт работа с геном бычьего интерферона для растений, которые потом пойдут в корм животным. Но теоретически реально пересадить и ген интерферона человека в яблоко, морковь или капусту…

Война с биологами

Конечно, главный вопрос, который волнует весь мир, - безопасность ГМО. Противники генно-модифицированных продуктов предупреждают об опасных аллергических реакциях, пищевых отравлениях, мутациях… Некоторые активисты громят поля с генно-модифицированными растениями по всему миру. Буквально на днях биологам еле удалось спасти такую плантацию в Бельгии.

- По сути дела идёт борьба между химиками и биологами, - говорит Татьяна Матвеева. - Трансгенные растения - это устойчивость к вредителям, высокая урожайность, что абсолютно не выгодно химическим компаниям, производящим и продающим пестициды. В Европе сильнее представлены противники ГМ-растений, так как там рынок держат «продавцы химикатов» - они и спонсируют большинство акций против ГМО. А вот США - родоначальник генной инженерии, где работают мощные компании - производители трансгенных растений, и там овощи-фрукты с чужеродными генами - обычная еда.

В Китае же так остро стоит проблема продовольственного обеспечения населения, что там не до дискуссий.

В стране активно выращивают модифицированные овощи и злаки, чтобы обеспечить людей едой.

В России выращивание ГМ-культур для массового потребления запрещено. Это можно лишь делать для научных целей - на экспериментальных полях или в лабораториях, как в Санкт-Петербурге.

При этом ввоз ГМО и использование некоторых генетически модифицированных культур в производстве продуктов питания разрешены. Это 8 линий кукурузы, 3 линии сои, 2 сорта картофеля, 1 линия сахарной свеклы, 1 линия риса.

Едим мутантов

По словам Татьяны Матвеевой и её коллег, причин бояться генно-модифицированных продуктов - нет.

- И в Европе, и в США неоднократно проводились исследования на безопасность генно-модифицированных продуктов для человека и природы, - поясняет Татьяна Валерьевна. - Никаких аллергических реакций, мутаций или отсроченных эффектов специалисты не выявили. Наоборот, ГМ-растения позволяют фактически отказаться от применения опасных для здоровья человека химикатов при выращивании растений.

Кроме того, сторонникам всего естественного и натурального стоит знать, что все культурные растения, которые мы едим, - мутанты. Потому что они отличаются от той нормы, что встречается в природе. Посмотрите, сколько у нас разных сортов капусты в петербургских магазинах: цветная, брокколи, кольраби, белокочанная и прочее. Все они были выведены искусственным путём. А «натуральная» дикая капуста - это сорняк. Кроме того, в ходе обычной селекции, при скрещивании культурных сортов с дикими видами, происходит перемешивание нескольких тысяч генов. Часто новые сорта получают, облучая семена или обрабатывая их химическими соединениями (мутагенами), которые вызывают изменения (мутации) сотен генов. Не лучше ли всё это держать под контролем?

Петербургские биологи считают, что XXI век должен стать веком трансгенных растений, которые спасут многие страны от голода и болезней. Ведь ежегодно в мире от недоедания умирают 15 миллионов человек.

Смотрите также: