С запахом Украины? Кто стоит за поджогами парадных в Петербурге

Вероника Такмовцева / Коллаж АиФ

На минувших выходных в результате пожара на Лиговском проспекте погиб мужчина, ещё пятеро жителей дома были госпитализированы с тяжёлым отравлением угарными газами и различными травмами. Ранее в больницу попали несколько жильцов дома по улице Будапештской – и это только самые тяжёлые последствия целой серии поджогов, организованных в Петербурге и Ленобласти за последние несколько месяцев.

   
   

Первая жертва

В начале февраля СК РФ по Петербургу объединил в одно уголовное дело целую серию поджогов, которые произошли в городе и окрестностях с начала ноября. Сейчас по этому делу задержано уже более 20 поджигателей – однако поджоги не прекращаются. Все они организованы по одному и тому же сценарию: на лестничных клетках складывают старые покрышки и поджигают их. Каким-то чудом долгое время человеческих жертв удавалось избегать, но в минувшую субботу трагедия произошла.

Огонь с лестничной клетки в парадной дома на Лиговском проспекте перекинулся на одну из квартир, она загорелась, людям пришлось выбираться по пожарной лестнице через окошко, один из жильцов – 40-летний гражданин Белоруссии – просто не успел покинуть квартиру. Его тело нашли на пепелище. Родной брат погибшего с изрезанными от оконного стекла руками и острым отравлением доставлен в токсикологию. Туда же с отравлениями привезли ещё четверых жильцов (среди них и 83-летняя блокадница), при этом состояние 85-летнего старика – тяжёлое. Предполагаемых поджигателей задержали быстро, ими оказались двое мужчин возрастом 37 и 41 год. Один из них ранее судим.

«Никаких особых проблем с задержанием поджигателей сейчас не возникает. Всюду есть камеры, и даже если злоумышленники прячут лицо, их всё равно можно опознать по ряду признаков. Это раньше милиции приходилось ногами обходить кварталы, проводить оперативную работу, чтобы установить личность злоумышленника. Это и долго, и не очень надёжно. И потому поджог, особенно если он обошёлся без человеческих жертв, в криминальном мире считался относительно безопасным преступлением», – рассказал экс-начальник ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Виктор Власов.

Телефонные террористы

Однако проблема в том, что изменились технологии и у преступников – исполнителей действительно задерживают без особого труда, но каждый из них рассказывает похожую историю: заказчика не знает, так как получил задание по интернету. Деньги за поджог (20–30 тысяч рублей) также поступили от анонима. В результате, хотя полиция и обезвреживает исполнителей, поджоги продолжаются.

Одна из основных версий происходящего – все ЧП так или иначе связаны с Украиной. Дело в том, что подобные поджоги происходят не только в Северной столице, но также в Москве, Подмосковье и Челябинске. Страдают совершенно различные, незнакомые друг с другом люди, но всех объединяет то, что они связаны (друзья, родственники или просто живут по соседству) с тремя блогерами – Петром Лунёвым, Полиной Реутовой и анонимным автором тг-канала «Труха Барселона». У этой троицы – затяжной конфликт с популярным украинским блогером, который сейчас живёт в Испании. Данная версия активно обсуждается в СМИ, но последний поджог с гибелью человека в эту схему не укладывается – никаких связей с упомянутыми блогерами у пострадавших не найдено. И в парадной таковые тоже не проживают. Либо произошла ошибка, либо «телефонные мошенники» с Украины, которые после начала СВО переквалифицировались в «телефонных террористов», нашли новую схему работы. Не случайно следователи интересовались у пострадавших – связан ли кто-нибудь из их близких с СВО?

   
   

Мнение эксперта

Политолог Сергей Григорьев:

«Украинские террористы уже два года пытаются организовывать теракты в тылу. «Идейные» пособники быстро закончились – организовавшая взрыв в Петербурге Дарья Трепова (Росфинмониторинг внёс Трепову в перечень экстремистов и террористов) была, наверное, самой яркой представительницей. Настоящих диверсантов наши спецслужбы отлавливают. Но проблема в том, что в качестве исполнителей можно использовать и различных маргиналов – несовершеннолетних хулиганов, людей с психическими заболеваниями, наркоманов, которые за вознаграждение готовы стать одноразовыми живыми торпедами. То, что потом получают серьёзные сроки за преступление, их не останавливает, так как чаще всего они про такие последствия даже не подозревают и не думают. Выход я вижу только в профилактике и широком информировании общества о происходящем – чтобы информация о неизбежности и суровости наказания дошла до каждого».