57 лет назад в третьем часу дня на территории Кремля прогремели выстрелы. Это была яростная пальба — за шесть секунд террорист успел выпустить 11 пуль по правительственному кортежу, в котором в Боровицкие ворота въехали космонавты Алексей Леонов, Андриян Николаев, Валентина Терешкова и Георгий Береговой. Но не они были целью ленинградца Виктора Ильина — он собирался пристрелить Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Зачем? Потому что, как позже рассказывал, тот «проводит, неправильную, вредную для народа политику».
И достиг бы цели, если бы помноженная на хитрость и ловкий расчёт удача, которая привела убийцу в самое сердце столицы, не отвернулась от него. Как планировалось одно из самых дерзких покушений на главу огромного государства, что пошло не так и чем кончилось — в материале spb.aif.ru.
Советский поклонник Освальда
В январе 1969-го Ильину только-только исполнился 21 год. Он родился 26 декабря 1947 года в Ленинграде, его родителям — хроническим алкоголикам — ребёнок был не нужен, и мальчика отдали в Дом малютки. Позже его усыновит бездетная супружеская пара.
Парень рос, много смотрел телевизор и читал газеты. В 1963-м, когда Виктору было 15 лет, Ли Харви Освальд убил президента США Джона Кеннеди. И это намертво врезалось в память, став навязчивой идеей.
«Одним выстрелом он вошёл в историю», — позже скажет он сослуживцам. За это потом слетит с должности замполит, а слышавшие эти слова и не донёсшие в КГБ офицеры получат по пять лет тюрьмы.
Затем юноша окончил Ленинградский топографический техникум и отправится на службу в Советскую армию в звании младшего лейтенанта — в учебном заведении была военная кафедра. Свой воинский долг Виктор исполнял в 61-м геодезическом отряде Ленинградского военного округа, который базировался в городе Ломоносове. Ездил он туда из Ленинграда, где жил в одной квартире с приёмными матерью и бабушкой.
Позже врачи посчитают, что нелады с головой у Ильина начались после того, как некие «доброхоты» рассказали юноше, что он «неродной». Пройдёт время, и Виктор вообразит — убийство генсека приведёт к демократическим реформам в стране — и придумает хитроумный план.
Забегая вперёд, скажем, что впоследствии следователи были потрясены. И вовсе не тем, что после устранения Брежнева Ильин собирался, как уверял, занять кресло генсека и создать свою партию — некоммунистическую. Шок вызвала дерзость покушения и то, что ни на одном из его этапов, кроме самого последнего, террорист не был задержан.
Боевик на территории Кремля
Виктор действовал решительно. 21 января он был в наряде дежурным офицером. Ни секунды не колеблясь, украл два пистолета Макарова, четыре магазина к ним (Ильин имел ключи от оружейной комнаты — Ред.), сбежал в Ленинград, а потом спешно вылетел в Москву. Приехал он к дяде, когда-то служившим в милиции. В этом был тонкий расчёт — достать форму охранника правопорядка непросто и в наши дни, а в конце 60-х и думать об этом было нечего. Дяде он наплёл про страстное желание увидеть встречу космонавтов (хотя, собственно, это было правдой, только цель была иная), которая должна была состояться 22 января. Виктор прекрасно знал, что с покорителями космоса встретится тот, кого он хочет убить — Брежнев.
Утром 22 января Ильин беспрепятственно прошёл в Кремль — он облачился в дядин милицейский плащ с погонами сержанта и фуражку, встал в милицейское оцепление у Боровицких ворот перед зданием Оружейной палаты. Свои пистолеты он спрячет в рукава — позднее этот приём войдет в учебники по криминалистике. Всё логично — руки сержанта мёрзнут, именно поэтому они расставлены в стороны.
Ему повезло оказаться меж двух взводов оцепления, и незнакомый служивый не вызвал подозрений. При этом дядя Виктора уже обнаружил пропажу вещей и кого следовало проинформировал.
«Ориентировка от военных о возможности такого-то инцидента поступила часа за три до прибытия кортежа в Кремль. Начали искать. Но искали-то человека в военной форме, а Ильин оказался в милицейской. Мой напарник у Боровицких ворот обратил внимание на Ильина, на его сходство с переданным описанием. Но тот был в милицейской форме. Ильин находился возле Алмазного фонда и, пользуясь формой, делал вид, что работает в Кремле. Он ходил взад-вперед и всё время призывал людей встать поровнее, придерживаться порядка. Это и сбило с толку. И пока коллега раздумывал, находясь от Ильина в нескольких шагах, кортеж уже въезжал», — вспоминал о ЧП в Кремле ветеран спецслужб Владимир Мухин.
В воротах кортеж оказался в 14:15. У психиатров есть поговорка, которая чуть длиннее общеизвестной: «Дуракам — везёт, но психбольным везёт вдвойне». И вот дезертир с украденным оружием стоит прямо напротив медленно проезжающих авто. Первое он пропустил — знал, что обычно генсек ездит на втором. И начал палить по лобовому стеклу следующего — ЗИЛ-111Г.
Прямо как в нынешних криминальных фильмах — из рукавов плаща выпрыгнули два дула, и сразу из обоих посыпались выстрелы. 11 за шесть секунд.
Но в машине Брежнева не было. Там сидели космонавты, и на первом сиденье — Георгий Береговой, сходство которого с генсеком ввело Ильина в заблуждение.
Они успели пригнуться, Берегового посекло осколками стекла, а вот шофёра Илью Жаркова ранило смертельно. А ведь это был его последний день за рулём, после которого, как рассказывал советник директора ФСО Сергей Девятов, мужчина выходил на пенсию. Но через восемь дней его не стало...
Один из космонавтов, Андриян Николаев, сумел перехватить управление и остановить автомобиль, пуля оцарапала ему спину. Пулю в плечо получил и мотоциклист эскорта Василий Зацепилов — он направил свою машину на убийцу, закрыв ему сектор обстрела.
Но сбить не смог — Ильин стоял за ограждением. Его тут же скрутили сотрудники КГБ. Действия террориста объявили покушением на космонавтов.
20 лет в психушках
Следующие 18 лет Виктор проведёт в Казанской специальной психиатрической больнице. Ему предъявили обвинения по пяти уголовным статьям (организация и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй; попытка теракта; убийство; хищение оружия и дезертирство с места службы). Согласно советским законам, за это грозило одно: расстрел, но вышло по-другому. Ильина признали невменяемым. Начальник отделения следственного отдела КГБ СССР Александр Загвоздин рассказывал: «У него была одна бредовая идея — убрать генсека Брежнева. В остальном он вёл себя как нормальный человек. Поэтому ни его родственники, ни его сослуживцы, друзья-знакомые не подозревали, что он страдает психическим заболеванием».
Любопытный факт: сразу после задержания на Ильина пришлось экстренно надевать смирительную рубашку. Дело в том, что ему показали газеты с одним и тем же сообщением — он убивал не тех. Осознав, что поднял оружие на народных любимцев и убил невинного, Виктор забился в истерике...
В «психушке», где большинство врачей были офицерами, а санитары набирались из уголовников, его содержали в полной изоляции в одиночной палате 4 на метр 20.
Свиданий, кроме как с приёмной матерью, не разрешалось. Первые три года не приносили газеты и убрали со стены радиоприёмник. Потом режим чуть ослабили.
В 1977 году, во время обсуждения проекта «брежневской» Конституции, Ильин сделал своё предложение Верховному Совету СССР: «Каждый член общества имеет право на террористический акт в случае, если партия и правительство ведут политику, не соответствующую Конституции». Это свидетельство в своей книге «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина» приводит писатель Николай Зенькович.
В 1988 году Ильина перевели в Ленинград, в психиатрическую больницу № 3 имени Скворцова-Степанова. Ещё через два года решением Военной коллегии Верховного Суда СССР его освободили с отметкой «для общества не опасен».
Финал
После 20 лет в психбольницах ни прописки, ни паспорта, ни пенсии у Виктора не было. Но из армии уволить его почему-то... забыли (он числился в списках своей воинской части как больной), и это давало право на оплату по больничному листу. После вмешательства депутатов Ленсовета ему, как прошедшему полный курс лечения, выделили однокомнатную квартиру, оформили все нужные документы. Ильин добился выплаты своего жалованья за минувшие два десятилетия, получил вторую группу инвалидности и соответствующую пенсию по ней.
Лечившие его врачи говорили, что убийца очень жалел свою жертву — Илью Жаркова — и сослуживцев, ведь за ЧП многие расплатились карьерой. Позже он говорил: «Из-за меня пострадало много невинных людей... Вот это самое тяжёлое: понимаешь, что ты виновен, и тут никакие отмаливания грехов людям жизнь не вернут, не исправят, не восстановят тех, кто пострадал. Вот это уже мой крест».
Сейчас Виктор Ильин тихо живёт в одном из спальных районов Петербурга, даже близко не подпуская к себе журналистов долгие годы. 26 декабря 2025 года ему исполнилось 78 лет.