В половине второго ночи 8 августа 1941 года жизнь в Берлине шла своим чередом - большинство немцев спали, кто-то сидел в баре, обсуждая победоносную войну против СССР. Внезапно на столицу обрушились бомбы! С той ночи и до конца войны немецкие города больше не могли спать спокойно.
Уже в первые месяцы войны, когда вокруг Ленинграда сжималось кольцо блокады, лётчики Военно-морской авиации Балтийского флота стали совершать бомбардировки Берлина.
86 вылетов
В ту первую ночь по хорошо освещённому Берлину «отработали» пять бомбардировщиков Балтфлота. Другие самолёты сбросили бомбы в берлинские предместья. Немцы налёта совершенно не ожидали, а потому включили светомаскировку только через 40 секунд после падения первых снарядов. Советская «спецоперация» длилась до 5 сентября 1941 года. За это время совершено 86 вылетов, из них 9 на Берлин, на столицу сброшена 21 тонна бомб, что вызвало 32 крупных пожара.
Как же получилось, что в условиях тотального отступления Красной армии по всем фронтам самолёты Балтфлота дерзко атаковали самое ценное, что есть у врага: безмятежно спящую столицу, уверенность рядовых немцев, что война где-то далеко-далеко?
1765 км до цели
Немецкая авиация атаковала небо Москвы уже 22 июля - спустя месяц после начала войны. Было сброшено 300 тонн фугасных и зажигательных бомб. Вскоре Герман Геринг произнёс роковые слова: «Советская авиация разгромлена. Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха». После такого заявления стало понятно, что бомбардировка Берлина станет колоссальным допингом для Красной армии. А вот для немцев, как военных, так и гражданских, это будет удар по их хвалёной неуязвимости. Удар по вере и в Геринга, и в самого Гитлера.
Николай Кузнецов, адмирал, глава ВМФ СССР того времени, вспоминал: «Как раз в это время авиация Балтфлота готовилась атаковать базу немецкого флота в Пиллау. Но 27 июля получен личный приказ Сталина - нанести удар по Берлину. Отомстить за Москву. Для этого было решено отказаться от использования ленинградских аэродромов, а лететь с эстонского острова Эзель. Тогда его ещё контролировали советские войска.
Вопрос упирался, конечно, в расстояние: до Берлина - 1765 км, у противника мощная ПВО. Поэтому дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), ТБ-7 и Ер-2 летели предельно высоко и брали с собой не более полтонны «груза». Отбор экипажей проводился в Ленинграде. Надо ли говорить, как рвались в небо над Берлином именно ленинградские лётчики… Они и составили основу из 15 экипажей полка. 2 августа в условиях повышенной секретности из Кронштадта вышел караван из барж с бомбами и авиационным топливом, на следующий день груз был уже на Эзеле. Несколько ночей до первой бомбардировки наши самолёты совершали разведывательные полёты к Берлину. Выяснилось, что зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6000 м».
Сломили боевой дух
Между тем бомбардировки продолжались. Дальнейшие рейды без потерь уже не обошлись, немцы рвали и метали. В итоге за время налётов было потеряно 17 самолётов, погибли пять экипажей. А сами операции пришлось прекратить в связи с потерями Таллина и Моонзундского архипелага.
Конечно же, серьёзный урон Берлину те налёты не нанесли. Но посеяли панику у местного населения. Это показывали письма от родных немецких солдат, которые удавалось заполучить. Жители Берлина, как всегда в таких случаях, в разы преувеличивали урон от бомбардировок, но их солдаты всему верили и теряли боевой дух. То, что надо летом 1941 года, когда, как казалось многим, план «Барбаросса» работает, как часы. Отметим и тот факт, что авиация Великобритании, которой до Берлина относительно недалеко, смогла сбросить первые бомбы на столицу Германии только в 1943 году.
Хряпа и дуранда
Игорь Растеряев, музыкант:
- Моя песня «Георгиевская ленточка» была написана под впечатлением от общения с бабушками, прабабушками, которые пережили блокаду. Они рассказывали мне о тех страшных годах, угощали блинами. «А я в твоём возрасте ела хряпу, дуранду», - приговаривали они. Поэтому я знаю по их рассказам, что это была за еда. Сейчас мы, молодые, стали эти вещи забывать. На всех концертах я исполняю военные песни и посвящаю их своим героическим бабушкам и всем пожилым людям, которые пережили блокаду Ленинграда.
Названы в честь
Улица Гастелло
Николай Францевич Гастелло - участник трёх войн. К Ленинграду он не имел никакого отношения, однако улица его имени появилась в Московском районе в 1950 году. Гастелло погиб 26 июня 1941 года, в первые дни Великой Отечественной, но вот его смерть обросла версиями.
Официальная: звено под командованием капитана Гастелло, в котором был самолёт под началом Александра Маслова, совершало боевой вылет в район Радошковичи-Молодечно. Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Николая Францевича подбили, и тогда он пошёл на смертельный таран вражеских колонн. Уже 5 июля подвиг Гастелло был озвучен в сводке Советского информбюро: «Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя». На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло» («Правда» от 10 июля 1941-го). Данный материал отличался крайним пафосом и фактической ошибкой - дата подвига стояла другая - 3 июля. Имя Гастелло стало известно всей стране, посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Вслед за Гастелло на «огненный таран» пошли и другие советские лётчики. Всего за период ВОВ было совершено 595 воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых. А в начале 1990-х майор в отставке Харитонов представил общественности альтернативную версию событий 26 июня. Были обнародованы данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло в 1951 году. В связи с тем, что там были обнаружены останки экипажа Александра Маслова, было выдвинуто предположение, что именно Маслов является автором приписываемого Гастелло тарана. В 1996 году указом президента Ельцина Маслов и все члены его экипажа были награждены званием Героя Российской Федерации (посмертно). Так или иначе, точно можно опровергнуть один миф, связанный с именем Гастелло, - якобы он первым совершил таран в Великую Отечественную.
На самом деле, и этот факт никем из историков не оспаривается, первый таран произошёл в первый день войны. Его совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут.
► Специальный проект АиФ.ru о штурме Берлина и его первых послевоенных днях →
Смотрите также:
- Тёркин на море. Летчик Василий Минаков попал в отряд «смертников», но выжил →
- Рыцарь тарана. Герой Сергей Насилевец так и не получил Героя →
- В живых осталось только четверо →