Как бывшие сотрудники мстят работодателю

В последнее время на таких сайтах, как Отзовик, Orabote.net и других, где россияне делятся своими впечатлениями о работодателях, значительно выросло количество негативных отзывов от сотрудников компании «Юлмарт» - бывших и действующих. Что это? Сведение счетов? Совпадение или происки конкурентов?

   
   

«Люди не спешат делиться позитивной информацией»

Конечно, размещение негативных отзывов – это естественный результат. Как говорит психолог Дмитрий Климов, люди не склонны делиться хорошими впечатлениями:

- Работодателю нужно совершить что-то из ряда вон выходящее, чтобы заслужить похвалу в соцсетях. Люди не спешат поделиться позитивной информацией. Отчасти это происходит, потому что они не хотят спровоцировать конкуренцию на рабочих местах. Определенную роль играют суеверия. Что же касается негативных откликов, то здесь большую роль играет обида, желание отомстить доступным способом, своеобразная солидарность наемных работников. Никто не считает себя неудачным, виноватым, неэффективным. И интернет бесцензурно канализирует выброс таких эмоций.

Умение «впаривать»

В случае с «Юлмартом» обращает внимание следующее: отклики очень разных людей сходятся в ряде интересных пунктов. Начнем с того, что практически все авторы отзывов готовы сказать хорошие слова о бывшем работодателе, особенно о начале трудовой деятельности в «Юлмарте». Налицо искренне сожаление о безвозвратно минувшем времени. «Первые месяцы все шло прекрасно», - сообщает пользователь mr oscar из Орехово-Зуево. «Раньше все было все просто замечательно», - утверждает женщина, до сих пор работающая в Юлмарте старшим кассиром. «Все было прекрасно», - вспоминает Андрон из Санкт-Петербурга.

Но как прекрасное превратилось в свою противоположность? Вот как об этом рассказывает Дмитрий, проработавший больше двух лет в «Юлмарте» (уволился в июле): «Все плюсы были до апреля 2014 года. … Раньше мы всегда помогали клиенту, находили оптимальное решение. Но новая система мотивации заставляла впаривать».

В чем заключается данная система и к чему она привела, сообщает другой бывший «юлмартовец»: «Порезали проценты с продаж, убрали повышающие коэффициенты и назвали это курсом на эффективность. В результате зарплата при тех же показателях и выполнении плана упала более чем на 25%. Напридумывали кучу ежедневных отчетов по обзвону клиентов, постоянная истерия про ю-тюнинг (это когда ты впариваешь пакеты из бесплатного ПО) и выполнение плана по нему».

Психологи считают, что размещение негативных отзывов – это естественный результат.  Фото: www.russianlook.com

   
   

Глагол «впаривать» непременно используется во всех отзывах о новом стиле взаимоотношений «Юлмарта» с клиентами. Так Лека из Москвы пишет: «Все начиналось как дружная семья, был упор на сервис, было уважение со стороны начальства. … А теперь, если ты не умеешь впаривать, ты там не нужен!».

И прежде в «Юлмарте» пытались «оптимизировать» издержки за счет оплаты труда сотрудников.  Как обсуждают в сообществе bad_job.livejournal.com, в сентябре 2012 года на складском комплексе в Апаринках было принято решение снизить зарплату. В результате в течение месяца уволилось порядка 65% персонала. В начале 2014 года снизили зарплату специалистам корпоративного отдела компании в Санкт-Петербурге. 23 сотрудника отдела в один день подали заявления об увольнении. Но теперь, как вы понимаете, размер зарплаты обусловлен успехами либо неудачами в процессе «впаривания».

Увольняются не только рядовые сотрудники, но и топ-менеджеры, сомневающиеся в правильности новой политики, или те, кто выдвигает предложения о развитии компании, которые не нравятся руководству. Московский офис (питерской по происхождению) компании покинули региональный директор по Москве, директор розничных продаж, директор корпоративного департамента.

В этом же сообществе сотрудники рассказывают о работе в «Московском доме книги», постепенных увольнениях на заводе «Дженерал Моторс» в Санкт-Петербурге, системе начисления премий продавцам в компании «М-видео».

А что же с добрыми рекомендациями? Бывшие сотрудники «Юлмарта» рассказывают о том, как их заставляют писать позитивные отклики в Интернете.

Бывшие сотрудники делятся в Интернете мнениями о бывших работодателях. Фото: www.globallookpress.com

Скрытая война между работодателями и сотрудниками

- Это нормальная практика, - говорит директор по персоналу крупной ритейловой кампании Юлия К. – Предприятиям постоянно требуются кадры. Люди часто ищут работу с помощью интернета. Мы отдаем себе отчет в том, что картину формируют те, кто вступал в конфликт на старом месте работы. Поэтому доброго слова от них не услышишь. Как говорится, сам себя не похвалишь, никто тебя не похвалит. Конечно, часто уши видны и эта практика способна нанести ущерб имиджу. Однако пока тайное не стало явным, и пользователи все принимают за чистую монету, мы будем пользоваться подобными методами.

Так что скрытая война между работодателями и сотрудниками теперь будет видна на просторах сети. Однако и она может быть полезна при выборе работы.

- Дело в том, - говорит Юлия К. – что есть нормальный фон, где соблюдается определенный баланс между позитивом и негативом. И ненормальный – где явно преобладает один акцент. Если положительного больше, чем отрицательного, это говорит, что кампания заботится о собственном имидже. Явное преобладание негативных откликов сигнализирует о возможном кризисе в компании, массовых увольнениях или иных проблемах, которые пока не всплыли на поверхность.

Смотрите также: