Завод расправляет плечи. История старейшего судоремонтного предприятия

Когда несколько лет назад появилась информация, что на месте кронштадтского Морского завода девелоперы планируют строить элитное жильё, многие горожане восприняли это как трагедию. Слишком много для кронштадтцев значило старейшее и крупнейшее в СССР судоремонтное предприятие. 

   
   

Непотопляемый КМОЛЗ

Кронштадтский Морской ордена Ленина завод - именно так расшифровывается эта аббревиатура - имеет богатую историю. Открытый в 1858 году, завод стал основной ремонтной базой русского военного флота. А с конца 1940-х до конца 1980-х годов был ведущим среди почти ста судоремонтных предприятий ВМФ.
XXI век начался для завода почти десятилетней процедурой банкротства и трёхгодичным простоем. Только в 2010 году благодаря активному участию Объединенной судостроительной корпорации между кредиторами и заводом было подписано мировое соглашение.

- Мы начинали практически с нуля, - вспоминает Анатолий Белоев, временно исполняющий обязанности генерального директора Морского завода. - Полгода мы занимались тем, что реанимировали инженерные сети после трёхлетнего отсутствия воды, тепла и электричества. Цеха требовали срочного ремонта, надо было асфальтировать внутризаводские дороги. И только потом завод смог приступить к основной деятельности - судоремонту. 

Восстановление репутации

В 2010 году завод выполнил работ на 30 миллионов рублей. К концу 2014-го планирует выполнить на 1330 миллионов. Рост более чем в 44 раза! Предприятие выходит на путь устойчивого развития. 

- Сейчас идёт акционирование Морского завода, мы планируем войти в состав ОСК, - рассказывает Анатолий Владимирович. - По предложению её президента Алексея Львовича Рахманова будем расширять наши возможности, чтобы заниматься не только судоремонтом, но и строительством крупнотоннажных судов.

На собственные средства завод закупает новое оборудование, только за предыдущие три года почти на 240 миллионов рублей. Есть проекты масштабной реконструкции доков. Например, док Велещинского, имеющий длину 235 и ширину 35 метров, планируется увеличить почти вдвое - до 400 и 70 метров соответственно. КМОЛЗ рассчитывает войти в Федеральную целевую программу по судостроению, а также привлекать внебюджетные средства. Для полноценного перевооружения завода необходимо порядка 11 миллиардов рублей.

Сегодня на заводе продолжается ремонт крейсера «Аврора». Это очень почётная работа. КМОЛЗ, являясь основным судоремонтным предприятием ВМФ, расширяет и портфель «гражданских» заказов. Завершён ремонт ледоколов «Юрий Лисянский» и «Санкт-Петербург», ледокола-музея «Красин». Предприятие участвует в конкурсе на ремонт плавкрана «Демаг» для Балтийского завода. 

   
   

Профессия - корабел

Предприятие, на котором в советские годы трудились до 8000 человек, сегодня испытывает трудности с кадрами.

- Многомесячные невыплаты зарплаты, отсутствие перспектив в период банкротства лишили завод самого ценного - опытных кадров, - говорит Анатолий Белоев. - Мы потеряли практически весь свой «золотой фонд», специалистов, многие из которых представляли целые династии судоремонтников.

Частично решить проблему может перепрофилирование ПТУ-48. Над этим работают сразу несколько комитетов городского правительства и администрация Кронштадтского района. Надо провести реконструкцию здания, открыть производственные мастерские. Морской завод готов предоставить и место, и станки для обучения судоремонтников, но проблема в том, что по инструкциям Министерства образования профтехучилища не могут арендовать учебные площади на действующих предприятиях.

Акционирование, решение насущных проблем, в том числе кадровой, считает Анатолий Белоев, позволят заводу не только восстановить статус градообразующего предприятия, но и значительно расширить свои возможности в судостроительной отрасли.

Смотрите также: