На прошедшей недавно в Санкт-Петербурге Международной конференции AutoInvest-2009 вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас заявил, что у производителей комплектующих сегодня куда больше возможностей и стимулов к организации здесь производств, нежели у тех же производителей автомобилей.
«Взять хотя бы такой фактор, как стоимость рабочей силы, - расшифровывает свои мысли чиновник. – Средняя величина заработной платы на российских заводах, производящих автокомплектующие, составляет 3/4 от средней зарплаты работников на автосборочных предприятиях. А вот за рубежом это соотношение практически одинаковое – 0,85-0,9. Уже в этом смысле производители автомобилей сегодня могут хорошо сэкономить, перенеся производство своих комплектующих на территорию России».
Игорь Носов, руководитель территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Республике Татарстан, также не склонен драматизировать создавшиеся экономические условия: «В настоящее время мы наблюдаем уменьшением издержек на осуществление строительных работ. В связи с падением курса рубля произошло заметное удешевление стоимости цемента, металлоконструкций, а одновременно выросло количество предложений на строительном рынке. Приступив сегодня к строительству завода по производству комплектующих, инвестор реально может сэкономить до 50%. Как это ни парадоксально, но экономический кризис открыл большие возможности для тех, кто хочет строить в России свои автопроизвоства».
По словам Игоря Носова, в Татарстане внимательно наблюдают за опытом создания автомобильных кластеров в таких регионах, как Санкт-Петербург и Калуга. Пока в республике функционирует лишь одно серьезное СП в области автопроизводства – в Елабуге не так давно стартовал выпуск коммерческих Fiat и Isuzu. По утверждению г-на Носова, это только начало, в перспективе сборочные мощности местного завода будут загружены производством пассажирских моделей. Следовательно, необходимо заранее проработать вопрос создания поблизости предприятий, специализирующихся на изготовлении комплектующих. «Уверен, что через 2-3 года, когда российский автомобильный рынок снова пойдет вверх, все это будет очень востребовано», - отметил Игорь Носов.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области наработок в области создания специализированного кластера куда больше, чем у коллег из Татарстана. По словам Григория Дваса, только на территории Ленобласти в настоящее время функционирует без малого 20 предприятий, которые производят автокомплектующие. Часть из них используется всеволожским предприятием Ford, часть – другими автозаводами. «Те, кто производит импортозамещающую продукцию, по причине девальвации рубля чувствуют себя сегодня совсем неплохо, - отметил Григорий Двас. – Могу обрадовать участников рынка информацией о том, что в 2009 году планируется ввести в эксплуатацию современный морской контейнерный терминал в Усть-Луге. Это позволит существенно сократить логистические издержки как автопроизводителям, так и сборщикам автомобильных узлов и агрегатов».
По словам Валерия Киселевича, исполнительного директора Санкт-Петербургской Ассоциации производителей автокомпонентов, уже выкуплен большой участок земли в районе д. Кудрово - там планируется создать крупную промышленную зону, которая как раз-таки будет ориентирована на выпуск автокомпонентов. В перспективе есть идея предоставлять землю для игроков I уровня в Мяглово и Разметелево. Компаниям II и III уровня, в силу дороговизны земли возле Санкт-Петербурга, будут предложены площадки неподалеку от Великого Новгорода и, быть может, Пскова.
В калужском регионе, в отличие от нашего, выходов к морю нет, зато есть реальная поддержка автомобильным проектам со стороны местный властей. На данный момент в области существует 4 проекта, представляющих 7 автомобильных марок. На их реализацию, по словам Максима Акимова, вице-губернатора Калужской области, инвесторы намерены потратить 2,3 млрд евро. А это, в свою очередь, создаст не мало не много 20 тыс. новых рабочих мест.
«Там, где сегодня располагается сборочное предприятие Volvo Truck, мы намерены разместить еще 8 поставщиков компонентов и конечного оборудования, - заявил Максим Акимов. - Под последним я имею в виду все то, что необходимо современному грузовику, включая навесные элементы. Покупатель должен приобрести на заводе абсолютно готовый продукт. У нас есть большие надежды, что в 2009 году первый такой завод в новом для нас технопарке буде введен в эксплуатацию».
Алексей Ипатов, президент Национальной Ассоциации Производителей Автомобильных Компонентов («НАПАК»), заявил, что суммарный объем рынка автокомпонентов и запасных частей в России в 2008 году превысил цифру 46 млрд долларов. Почти четверть этой гигантской суммы (24,5%, или более 11 млрд долларов) пришлась на так называемый первичный рынок.
К 2010 году суммарный объем рынка автокомпонентов ожидался в районе 55-56 млрд долларов, но по причине разразившегося осенью 2008 года финансового кризиса, данный уровень будет достигнут, скорее всего, к 2012 году. Впрочем, специалисты не питают иллюзий относительно быстрого роста автокластеров в России. Валерий Киселевич в качестве наглядного примера привел испанскую Валенсию. Автосборочное производство Ford появилось в этом городе более 30 лет назад, в 1976 году. Но только в 1990-х там смогла образоваться та структура, которую принято именовать автокластером...
По информации 110km.ru