Сегодня в Российской Федерации работает широкая сеть центров трансфера технологий (ЦТТ), инновационно-технологических центров (ИТЦ), бизнес-инкубаторов (БИ) и других организаций, которые создают как горизонтальные связи между учебными и научными учреждениями и промышленными предприятиями, так и вертикальные — между муниципальным, региональным и федеральным уровнями управления инновационной деятельностью.
По мнению специалистов бизнес-инкубатора «Ингрия», одним из основных барьеров на пути трансфера технологий эксперты считают отсутствие спроса на инновации со стороны бизнеса. Меньше всего в инновациях заинтересованы крупные государственные корпорации, которые не сталкиваются с серьезной конкуренцией, считают они. Также, по мнению экспертов, российские предприятия централизуют свои разработки в пределах одного холдинга, что мешает их более тесному сотрудничеству с ВУЗами, где компании могут получить доступ к новым идеям. В свою очередь, самим ВУЗам не хватает инженерной составляющей, которая позволила бы внедрять в практику свои научные разработки.
В Ассоциации участников рынка артиндустрии считают, что бизнес ИДТ готов вкладывать собственные средства в трансфер технологий, который является эффективным инструментом для развития производства современного учебного оборудования, средств и материалов. Именно поэтому Ассоциация выступила с предложением создать на принципах государственно-частного партнерства Центр трансфера и коммерциализации технологий для дополнительного образования детей, который призван адаптировать новейшие разработки российских производителей индустрии детских товаров к образовательному процессу и создать принципиально новые технические решения.
Основными задачами Центра станут:
(1) создание инновационных, «знаниеемких», интеграционных кейсов – учебно-методических комплексов — предназначенных для создания благоприятной научно-познавательной среды, духовно-нравственного и культурного развития детей, что значительно упростит проникновение инновационных разработок и технологий в образовательное поле, нивелирует разницу между опытными и малоопытными педагогами, освободит время педагогов от изнурительных поисков методик и путей, чтобы разнообразить занятия, направит силы педагогов на работу с детьми;
(2) разработка комплексных решений «Кружок под ключ», в том числе в модели государственно-частного партнерства, что позволит стандартизировать образовательное пространство, своевременно обновлять программы, гарантировать равные возможности детям по всей стране, сократить издержки бюджета на обновление материально-технического обеспечения, за счет системы «Рациональной закупки», мониторить эффективность вложенных государственных средств по каждой конкретной разработке;
(3) становление системы практико-ориентированных курсов повышения квалификации по всем новейшим разработкам, которые возможны, только в модели государственно-частного партнерства, так как являются «дорогим удовольствием» для бюджета.
Как сообщила Ирина Егорова, президент Ассоциации участников рынка артиндустрии, курирующие вопросы образования ведомства – Министерство образования и науки России и Минпромторг России с интересом отнеслись к данной идее, дав ей положительную оценку.
«Эта инициатива может способствовать развитию всей системы дополнительного образования, как с точки зрения серьезного обновления образовательного поля, так и с точки зрения материально-технического оснащения. Цели и у бизнеса, и у государства одни — эффективная система дополнительного образования. Мы вместе должны сделать так, чтобы детям стало просто хорошо учиться», — считает Ирина Егорова.
Для российских производителей Центр обеспечит тесное сотрудничество с научным педагогическим сообществом, что позволит увеличить конкурентоспособность предприятий, ведь трансфер технологий направлен на получение в итоге более дешевого и при этом более современного и безопасного продукта. Также только в сотрудничестве можно производить принципиально новую учебную продукцию, исходя из опережающего развития системы образования, в соответствии с задачами перспективного развития страны, что будет содействовать развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.
Предложенный Ассоциацией участников рынка артиндустрии Центр трансфера и коммерциализации технологий в дополнительном образовании, по мнению Минпромторга России, призван увеличить долю инновационных продуктов в индустрии детских товаров до 25% к 2020 году.
Новые продукты, которые помогут создавать новую учебную среду и пространство для детей, разрабатывают и государственные НИИ и университеты. Они пока сохраняют уклон в сторону «чистой науки» и этот академичный подход мешает развитию трансфера технологий. С другой стороны, им не просто заниматься коммерческой деятельностью - необходим посредник, который осознанно будет искать идеи для коммерциализации, а практика показывает, что только 1 идею из 800 возможно внедрить в производство и получить с нее доход.
Смотрите также:
- Индустрия детских товаров: возможности роста рынка товаров для творчества →
- Индустрия детских товаров: государственно-частное партнёрство →
- Город будущего. Через 15 лет Петербург станет «наукоградом» →