Как наши летчики летом 1941-го бомбили Берлин

На пределе возможностей

Как подтверждают документы, уже через месяц после начала войны авиация Балтийского флота собиралась разбить морскую базу немцев в Пилау (сегодня г. Балтийск. - Ред.). Однако 26 июля на совещании у Сталина было решено изменить направление и бомбить Берлин. Площадкой для авиаброска выбрали остров Эзель в Балтийском море. Этот небольшой участок суши хотя и оказался в тылу врага, но контролировался советскими войсками, что помогало добиться внезапности.

   
   

27 июля 1941-го командиру 1-го минно-торпедного авиационного полка Балтфлота полковнику Евгению Преображенскому передали личный приказ Сталина: нанести удар по Берлину и окружающим его промышленным объектам.

Чтобы выполнить задачу, планировалось использовать дальние бомбардировщики, которые могли долететь до столицы Германии и вернуться обратно. Маршрут получался на пределе возможностей - летчикам надо было провести в воздухе семь часов. Преодолеть в обе стороны 1 765 км, причем бóльшую часть - 1 400 км - над морем. Противник имел мощную противовоздушную оборону, значит, лететь следовало на большой высоте и возвращаться назад прямым курсом. Ограничивался и вес бомб: с учетом всех обстоятельств разрешалось загрузить одну в 500 кг или две по 250 кг. Ошибка в подготовке могла стоить жизни. Лишних 10-15 минут полета - и для возвращения не хватит топлива. 

28 июля командир операции генерал Жаворонков прибыл в поселок Беззаботное под Ленинградом, где базировался полк. Для выполнения миссии отобрали лучшие экипажи. 2 августа из Кронштадта под усиленной охраной вышел необычный караван. В его составе были баржи с запасом бомб и топлива, асфальтовый каток, а среди грузов - стальные пластины для удлинения взлетно-посадочной полосы. Чудом пройдя через заминированный Финский залив и минуя уже захваченный фашистами Таллин, утром 3 августа караван причалил на о. Эзель. На следующую ночь экипажи выполнили пробный полет, а еще через несколько дней получили боевое задание.

7 августа в 21.00 с аэродрома Кагул на о. Эзель поднялась особая группа из 15 бомбардировщиков. Машины были загружены бомбами и листовками. Температура за бортом достигала -35-40 °C, стекла кабин и очки шлемофонов обмерзали, пилоты работали в кислородных масках. Кроме того, для соблюдения секретности выход в радиоэфир был категорически запрещен. Как ни странно, самолеты с красными звездами летели беспрепятственно. Немецкая ПВО явно не ожидала от наших такой наглости и не обращала на них внимания, принимая советские машины за свои. Таково сегодня мнение экспертов, оценивающих эту фантастическую операцию.

Оружейник авиачасти морской авиации Черноморского флота сержант П.М. Корнейко с авиабомбой в руках, готовит самолет к боевому вылету. Авторское название фото - «Подарок Гитлеру». Фото: Фото с сайта «Военный альбом: Фотографии Второй мировой и Великой Отечественной войны (1939-1945)»/ Марк Редькин, 1942 г.

Гитлер в шоке

8 августа в 1.30 показался Берлин. Столица рейха безмятежно утопала в огнях, были хорошо видны улицы, машины и трамваи. Внезапно на центр города посыпались бомбы. Вспыхнули первые пожары.

Немцы развернули зенитки, небо прорезали лучи прожекторов, но поздно - наши бомбардировщики уже легли на обратный курс. Успех был впечатляющий. Советские самолеты не только нанесли удар по Берлину и Штеттину, вызвав пожары и панику, но и вернулись домой. Гитлер был в шоке: совсем недавно ему докладывали, что советская авиация полностью уничтожена как вид! Руководство Германии настолько не могло поверить в произошедшее, что немецкие радиостанции сообщили о самолетах… ВВС Великобритании. Англичанам даже пришлось выступать с опровержением.

   
   

8 августа Информбюро известило, что наши успешно бомбили немецкую столицу. Новость в стране была встречена ликованием. В этот же день вышел приказ № 0265:

«В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа самолетов Балтийского флота произвела разведывательный полет в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолетов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете, и выхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Народный комиссар обороны Сталин».

Затем налеты повторились, но их стало выполнять гораздо сложнее: теперь немцы уже пристально следили за небом. Последний состоялся 4 сентября. Всего асы Балтфлота по разным данным совершили 86 вылетов, сбросив на главный город нацистов 21 тонну бомб. Всех наградили орденами и денежными премиями в 2 тыс. руб., что в четыре раза превышало стандартную выплату. Первым четырем летчикам из флагманского экипажа присвоили звание Героя Советского Союза. До конца войны за ними закрепилась слава бойцов, сделавших то, что не удавалось никому.

Смотрите также: