Александр Конфисахор: эффективно переосмыслить прошлое - это тоже революция

«2016 год для Петербурга был богат на события, которые повлияют на всю нашу дальнейшую жизнь. Некоторые из них произошли впервые», - считает Александр Конфисахор, кандидат наук, автор серии книг на тему «Политика и власть».

   
   

Новое - с трудом

Александр Конфисахор: Так, по новой схеме прошли выборы в Законодательное собрание города, - говорит политолог. - И хотя в итоге в Мариинском дворце заседают пять партий, фактически это однопартийный парламент, где мнения оппонентов часто отклоняются даже без обсуждения. Градоначальник у нас тоже имеет широкие полномочия, но полностью предоставленные возможности не использует. В недавно опубликованном «Рейтинге политической выживаемости губернаторов» Георгий Полтавченко с твёрдой четвёрки в прошлом году «сполз» на три с минусом. Это отражает общее состояние дел. Деньги вкладываются, предлагаются какие-то проекты, но результат явно не тот, который ожидали. Вообще мне обидно за наш прекрасный город. У него огромный потенциал, но он так и не реализует свою миссию, высокое предназначение.

Елена Данилевич, АиФ-Петербург: Позвольте не согласиться. Петербург по-прежнему культурная столица России, а в этом году получил Всемирную премию и в области туризма, став лучшим направлением Европы. Позади остались Париж, Рим, Флоренция…

- Заслуг этой индустрии никто не умаляет. За последние годы в мегаполисе повысилась безопасность, развиваются инфраструктура и гостиничная сеть. Но неплохо проанализировать, гостей из каких стран у нас больше всего? Не секрет, что основной прирост дают жители Поднебесной и поднимающегося Вьетнама. Путешественники из развитых государств к нам не спешат.

Не всё так однозначно и с культурой. Да, на выставку Айвазовского в Русском музее - очередь. Но это классика, представления о которой уже сложились. Всё новое, нестандартное пробивается с большим трудом. Есть и попытки ввести цензуру. Например, в «Балтийском доме» дважды был сорван спектакль театра «Сатирикон» о сложной судьбе подростка. Кому-то он показался «провокацией против здоровых ценностей»… Или взять шквал негодования вокруг выставки работ Фабра в Эрмитаже. Мы часто произносим слово интеллигентность, но почему-то забыли, что оно во многом означает принятие другой точки зрения, уважение отличающейся позиции. А здесь понадобилась вся твёрдость и авторитет директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, чтобы выстоять под натиском громкой критики.

- В этом году люди не раз показывали, что вместе могут многое. Яркий пример - свыше 35 тысяч человек собрали 35 млн руб. на фильм «28 панфиловцев», сделав ленту народной. Такого в стране ещё никогда не было.

- Знаете, почему эксперимент удался? Потому что организаторы нашли тему, которая всем понятна и объединяет людей. В итоге идея оказалась намного мощнее, чем сама картина, получившаяся, с моей точки зрения, посредственной. Сегодня таких маяков нам очень не хватает, поэтому есть запрос на героев, события, цементирующие нацию. Самым сильным, несмотря на прошедшие 75 лет, до сих пор является всё, что связано с Великой Отечественной. Отсюда, например, ставший всенародным Бессмертный полк.

   
   

Кстати, несколько лет назад в Петербурге также собирали средства на строительство Арки Победы. В результате арка, через которую весной 1945-го солдаты-победители входили в Ленинград, была создана полностью на пожертвования горожан. Сейчас о ней подзабыли, как и о других фактах, датах, которые вызывают чувство гордости за страну, а совершенно разных людей делают родными и близкими. Более того, мы умудряемся бросить тень и на всеми признанные символы. Вспомните, с каким подъёмом тысячи горожан встречали после ремонта крейсер «Аврора», флагман революции и символ Петербурга. И что? Выясняется, что работы велись с нарушениями, есть подозрения в коррупции, будет заведено 20 административных дел.

Неприкасаемых всё меньше

- Кстати, в борьбе с коррупцией год тоже был выдающимся. В СИЗО находятся бывший вице-губернатор и один из руководителей МДВ по Северо-Западу. Под домашним арестом и два действующих депутата ЗакСа.

- Хочется верить, что нечистых на руку чиновников, политиков накажут. Судя по всему, за любителей откатов взялись всерьёз, и неприкасаемых всё меньше. Но надо смотреть на вещи шире. Подобное происходит ещё и потому, что в стране при обилии представителей власти так и нет настоящей элиты. Не статусных администраторов, распоряжающихся миллионами, а людей, для которых слова честь, совесть, репутация - не пустой звук. Хромает и ответственность. Моё глубокое убеждение, что реальные изменения начнутся только тогда, когда вышестоящий руководитель напрямую будет отвечать за действия подчинённого.

Если сотрудник, которого он принял на работу, оказался вором - уходит в отставку и начальник. Но пока наблюдаем обратное. Так, резонансное «трубное дело», прогремевшее на всю страну, нынешней осенью окончательно рассыпалось. Основные участники оправданы, а некоторые уже трудятся на новых хлебных должностях.

- Наступающий 2017-й - год столетия русской революции. Причём лозунги вековой давности актуальны и в наши дни...

- Увы, очень злободневны. Тогда люди требовали социальной справедливости, нового устройства общества, что важно и сейчас. Цена оказалась очень высокой. Чтобы создать доселе невиданный государственный строй, пришлось «поднять весь мир на дыбы», пройти через кровь и бедствия. Сегодня некоторые в оценке революции упирают именно на страдания. Говорят, если бы не «октябрьский переворот», жили бы по-другому.

Но, во-первых, у истории нет сослагательного наклонения, а во-вторых, это по меньшей мере необъективно. История в одну линейку не укладывается. Никто не станет отрицать, что было построено уникальное советское общество - феномен XX века. Тогда Россия опередила весь мир на целую эпоху, задав новый стандарт общественного устройства.

Плоды революции

- «Советский проект» в мире оценивают по-разному, но факт: именно советские люди победили фашизм, создали мощную индустрию, добились взлёта науки, культуры и образования. Сегодня многое потеряно…

- Один пример: случайный человек в СССР не мог стать директором предприятия. Он обязательно проходил всю цепочку, от ученика до руководителя участка, цеха, знал тонкости производства на собственном опыте. У нас же процветает непрофессионализм. В ЗакСе Петербурга заседает 21-летний депутат-футболист, который на вопрос о работе отвечает: «Придумайте что-нибудь сами». Так пусть при таком подходе гоняет мяч во дворе, а не занимается политикой, проблемами, волнующими город! Реально действовал и принцип социальной справедливости, о которой сегодня только мечтаем. Свежий случай - на днях в городе 18-летний отпрыск богатого папаши разбил дорогущий «Гелендваген», который купил буквально накануне, за 48 часов до аварии. Машина стоит около 12 миллионов рублей, ясно, что он их не заработал.

- Парадокс, но принципы равенства неплохо работают у наших соседей. Все знают о шведском, финском социализме «с человеческим лицом». Получается, за рубежом более эффективно воспользовались завоеваниями русской революции?

- Там пошли другим путём. В центр экономической, политической системы поставили человека - его запросы и потребности. Никто не идеализирует эти страны, у них множество сложных проблем. Но они сумели заставить государство работать на развитие личности. У нас же чиновничий аппарат часто определяет, что нужно гражданину, а что нет. Это во многом зависит от убеждений, возможностей власти, пристрастия вождей. Поэтому хотелось бы, чтобы в новом 2017-м мы поступили, как мудрые китайцы, сумевшие с пользой переосмыслить прошлое. Там официально призвали оставить за бортом распри, всё плохое и взять на вооружение достижения. Если сумеем, это тоже будет революция, которую можно только приветствовать.