Ряженые патриоты. Любовь к Родине пала жертвой в борьбе власти и оппозиции

Валерий Федотов еще не так давно называл себя «единственным честным единороссом», а теперь создает собственное общественное движение, которое ни много ни мало попытается объединить «верхи» и «низы». «Пока у нас длится межклановая распря между властью и оппозицией, мы неконкурентоспособны ни в экономике, ни в культуре, ни в спорте», - считает общественный деятель.

   
   

Навальный - второй Путин?

Ольга Сальникова, «АиФ-Петербург»: - Как отметил писатель Михаил Шишкин, Россия - прекрасная страна для подлецов или героических борцов с подлостью. Для «нормальной» жизни она не предусмотрена. А какой выход у тех, кто хочет жить спокойно, честно занимаясь своим делом? Международный аэропорт «Шереметьево» или «Пулково-2»?

Валерий Федотов: - Сам Шишкин, как известно, выбрал международный аэропорт еще в середине 90-х. И думаю, что из уютной Швейцарии, по новостям из интернета, ситуация в России представляется ему несколько более мрачной, чем в реальности. Российское общество, действительно, с незапамятных времён расколото на два лагеря, между которыми идёт перманентная холодная война. Однако у нас соперничают не добро и зло, а сторонники гражданской свободы и сильного государства. И правда в этом споре находится примерно посередине. Она в том, что личность и государство саморазрушительны в отрыве друг от друга, а спасение для обоих не в крайностях, а в компромиссе. Но подлецы, к сожалению, прорываются в лидеры в обоих лагерях значительно чаще героев. А ненависть стала удобным инструментом лидерства, как в патриотическом, так и в либеральном секторе. С её помощью радикалы оттесняют умеренных и сталкивают свои лагеря в убийственную для страны вражду. Получается, что в России подлецы воюют друг с другом, они и подлецы, и героические борцы с подлостью одновременно.

В стороне от их схватки существует вполне сносное пространство для достойной и честной жизни. В последние годы я сам в нём живу: спокойно занимаюсь своим делом и говорю вслух правду. В тюрьму меня никто пока не посадил, бизнес не разорил... Однако реальность такова, что если ты не орёшь страшным голосом «не забудем, не простим», широким массам твоя взвешенная риторика кажется скучным и трусливым тюфячеством. К счастью, постепенно образуется круг тех, кто слышит и понимает. Так что «Пулково-2» можно смело использовать в обоих направлениях: как для вылета, так и для прилёта.

- Политически активное общество также поделено надвое. С одной стороны в атаку идут «путинисты» с полицейскими дубинками или иконами, навстречу им не менее радикальные «навальнисты». Первые за веру, вождя и отечество, вторые против веры, отечества, но тоже за вождя. По сути, у Путина и Навального немало общего?

- Путин и Навальный, действительно, стилистически очень похожи. Они оба принадлежат к авторитарному типажу политика, который привлекает сторонников больше личностью, чем идеологией. Получается классическое единство противоположностей в борьбе. Порою кажется, что если поменять их местами, мало что изменится. Навальный из Кремля будет также разгонять при помощи ОМОНа путинскую Болотную. Он ведь сейчас обещает именно «посадить» Путина, а не судить его справедливым судом – чем же это отличается от внеправовых судилищ над ним самим под предлогами «Ив Роше» и «Кировлеса»?

Также похожи друг на друга в своей агрессивной вражде и сторонники этих политических лидеров. У меня в блоге часто в один день появляются посты с критикой каких-то конкретных шагов и Путина, и Навального. В один приходят яростные нашисты, в другой – не менее яростные «хомячки». Ведут они себя совершенно одинаково: не говоря ничего по сути вопроса, объявляют меня врагом и сулят всякие кары за «наезд» на их кумира.

   
   

Но это большая ошибка – сводить всю российскую политику к одному вопросу: за Путина ты или за Навального? Мне близко высказывание Элеоноры Рузвельт, заметившей, что великие умы спорят об идеях, средние – о событиях, а мелкие – о людях. Почему же мы всей страной добровольно низвели себя до мелочности, и все время обсуждаем только людей? Какая разница, кто там в этой борьбе молодой и с красивой женой, а кто больной и разведённый, но по слухам соблазнил гимнастку? Это же политика, а не шоу-бизнес, так давайте спорить об идеях!

У нас бездна вопросов без ответов о том, как жить России, кроме «кому сидеть в Кремле?». Модернизация так и не свершилась, на нефтяной игле так и сидим, коррупция не отступает под натиском показушной борьбы, что в кремлевском телеэфире, что в оппозиционном интернете, правосудие окончательно растоптано политической и коммерческой целесообразностью, миграция грозит похоронить идентичность нации. Пока у нас длится эта межклановая распря, мы неконкурентоспособны ни в экономике, ни в культуре, ни в спорте.

«Стриптиз» не получится

- Вы в блоге затронули актуальную тему лицемерного патриотизма наверху, который привёл к ненависти к отчизне внизу. Сейчас народ с особой радостью встречает провалы страны по всем фронтам – от авиакатастрофы Superjet 100 с человеческими жертвами до поражения боксёра-единоросса или пресловутого погасшего олимпийского факела.

- Российский патриотизм может стать главной жертвой борьбы власти и оппозиции. Мы рискуем отучить народ любить свою страну. Сейчас власть демонстрирует тотальное патриотическое фарисейство. Ура-патриотическая риторика отвратительна в устах людей, чьи семьи, дома, бизнес находятся за границей. В сегодняшней информационной реальности это невозможно скрывать. Эти люди эксплуатируют святую любовь народа к своей Родине как первую подвернувшуюся под руку удобную «залепуху» для оправдания собственной власти и богатства. Ряженые казаки – подлинный символ режима ряженых патриотов. Совсем уж печально наблюдать, когда всё это затрагивает православную веру. У нас вот, недавно в Питере впервые с 1917 года перекрыли Невский проспект ради крестного хода, потратили на него сумасшедшие деньги. Но ведь чувствуется, что эти молитвы обращены не к небу, а в объективы телекамер.

С другой стороны, огромную ошибку в отношении патриотизма совершает и оппозиция. Она стала воспринимать пророссийскую риторику, а вместе с ней и саму Россию, как атрибут правящей группировки, и соответственно, как мишень. Любая проблема страны, любой ее провал, вроде погасшего олимпийского факела, воспринимаются едва ли не как праздник и победа. Если у нас завтра с кремлевской башни герб страны упадёт, Навальный опубликует фото со злой шуткой про Путина и получит много радостных ретвитов. Так нельзя.

Внутренняя политическая конкуренция не отменяет первостепенной важности задачи выживания страны в жёсткой геополитической среде. Пиариться на России должно стать неприличным. Нужно вернуть искренний, аполитичный и бесприбыльный патриотизм.

- По данным опроса ВЦИОМ, 65% россиян считают, что сегодня Путин стал мудрее и ближе к народу, чем раньше. Действительно ли власть готова меняться изнутри и идти на компромисс? Или все эти «поблажки оппозиции» вроде Ройзмана в мэрии – часть спланированного шоу?

- Народ раз в 10-15 лет устает от власти и начинает хотеть другую. У нас Путин правит уже четырнадцатый год, и срок этот явно подошел. Власти, если она не хочет менять свой персональный состав, остаётся пытаться меняться самой. Чаще всего эти потуги выглядят как попытки надоевшего и обрюзгшего мужа станцевать стриптиз перед женой, которая давно уже мечтает о другом парне из интернета – неубедительно и жалко. Однако пока парень из интернета и сам тупит, иногда еще получается разжечь былую страсть на разок, а в нашем случае на годик-другой.

Путин хорошо понимает политические запросы общества. Сейчас это, в порядке возрастания значимости, новизна, конкурентность и честность. Честность – самое главное. За правду народ готов простить что угодно. После многолетней вакханалии иезуитства, ему нужны политики, которые, вечером напившись и наблевав в парадном, утром честно во всём признаются, возьмут тряпку и уберут, вместо того, чтобы юлить и сваливать вину на помощников.

Путин пытается отвечать на эти запросы, демонстрировать гибкость и открытость. Отсюда нынешняя оттепель, условный приговор Навальному, обещание амнистии всем прочим политзаключенным, победы оппозиционеров на выборах и прочий Валдай. Но это все относится скорее к новизне и конкурентности, а вот стать до конца честным, станцевать настоящий стриптиз, думаю, президенту уже не удастся. Слишком много скелетов по шкафам накопилось. Поэтому лучшим решением для него было бы в 2018 году уйти, обеспечив подлинно конкурентные президентские выборы.

- На фоне политической жизни даже некоторых регионов Петербург выглядит болотом. «Блещет» только Виталий Валентинович…

- Милонов, на мой вкус, скорее блеет, чем блещет. А большая политика всегда остаётся уделом той столицы, которая в единственном числе и без прилагательных. Однако и нам, думаю, скучать осталось недолго. В этом году в двух ключевых с политической точки зрения регионах - Москве и Московской области - прошли досрочные губернаторские выборы. Власть с помощью этого нехитрого манёвра не оставляет оппозиции шанса как следует подготовиться, выдвинуть достойного кандидата. У меня есть ощущение, что мы, как третий по значимости регион, на очереди. А это значит, нужно играть на опережение, выдвигать из своих рядов кандидата, который сможет претендовать на победу в борьбе с Полтавченко уже сейчас. Если такого поддержит широкая коалиция альтернативных сил, он сможет не только составить конкуренцию действующему губернатору, но и победить.