Миллион учителю. Бебенин – о программе развития Ленобласти

Пресс-служба ЗакСа Ленобласти

- В Ленинградской области в своё время был принят пакет инвестиционных законов, который помог поднять экономику. Но сегодня этот ресурс во многом себя исчерпал, - считает Сергей Бебенин, председатель Законодательного собрания Ленинградской области. - И хотя доходы поступают, социальные обязательства выполняются, надо сделать основательную ревизию. Кроме того, президент в майских указах поставил ряд задач по повышению зарплат, соблюдению норм в ЖКХ, социальной и других сферах. Поэтому в программе развития до 2025 года мы пересмотрели целый ряд позиций.

   
   

АиФ-Петербург, Елена Данилевич: - Кто же в итоге может претендовать на бонусы от государства?

- Сегодня налоговыми льготами пользуются те предприятия, которые вкладывают в регион полмиллиарда рублей и больше. Кажется, неплохо. Однако получается, что целый ряд компаний, не обладающих такими средствами, остаются за бортом. Поэтому мы установили порог в 50 млн, а сейчас думаем снизить его до 1 млн руб. Это даст возможность широко привлечь малый и средний бизнес, что является опорой экономики. Создадим и технопарки, как в Европе. Эти подразделения позволяют человеку без денег, но с перспективными идеями реализовать свои предложения. В Польше я был на небольшом предприятии, созданном «с нуля», где три парня делали светильники на основе нанотехнологий. Они прилично зарабатывали, заказы шли потоком, в том числе из России, а начиналось всё с небольшой, в масштабах города, финансовой поддержки. Почему бы и нам не пойти по этому пути?

Очередь в детсад - 2 года

- Многое определяется бюджетом, а он в 47-м регионе дефицитный. Неслучайно обсуждение главного финансового документа в парламенте сопровождалось бурными дискуссиями.

- До драки не доходило, однако полемика действительно была жаркой. Но я рад, что у нас нескучные заседания. Принятый бюджет на 2014 год - это бюджет согласия. Правда, брать в долг тоже придётся, но ничего страшного. Весь мир живёт в кредит, надо лишь установить разумные ставки.

- Некоторые проблемы не могут ждать. Например, дефицит мест в детских садах. В Гатчинском районе мамы стоят в очереди по 2 года.

- Трудная задача, хотя есть районы, где её уже решили. В лидерах Подпорожский, в Лодейном Поле сейчас построим ещё один детский сад и тему закроем. В целом перспективы такие: в 2015-м должна быть ликвидирована очередь для детей от 2 до 7 лет, а в 2016-м - для малышей. Продуман механизм решения, источники средств. Ноу-хау - договорённости с застройщиками. Они вкладывают капиталы в инфраструктуру, обустройство территории, регистрируются в области и платят налоги. А затем часть вычетов мы возвращаем им в виде выкупа за детские сады, школы, больницы. В итоге компании реализуют то, что построили, а область гарантированно получает социальные объекты. Эту схему предложил губернатор, далась она непросто, но здравый смысл победил.

   
   

- Сегодня специфика муниципальной власти такова, что глава района не подчиняется даже губернатору. В Ленинградской области - 221 муниципалитет первого уровня и руководитель каждого по своему усмотрению имеет право дать разрешение, скажем, на строительство. Как упорядочить систему?

- Проблема не только наша. Все понимают, что 131-й федеральный закон, сформировавший местную власть, имеет немало минусов. Основной - уровень полномочий, куда входит выделение земли, правила застройки территорий и т. д. Сегодня они отданы в одни руки, что часто порождает коррупцию. Достаточно вспомнить недавнюю ситуацию во Всеволожске. Там граждане вышли в пикеты против уплотнительной застройки уже сформировавшихся кварталов и требовали отставки главы администрации. Понятно, что при таком раскладе давление на руководство местного уровня идёт со всех сторон. И часто чиновник, дающий добро на возведение высотного комплекса, не думает, а как здесь будут жить те 5-10 тыс. человек, кто получит квартиры в «чистом поле»? Где школы, поликлиники, магазины? Мы свои предложения по реформе сложившейся системы передали в федеральный центр ещё в прошлом году. С нашей точки зрения, опорной административной единицей должен быть район, где люди отвечают за конкретные участки работы. А губернатор имеет право вмешиваться в их деятельность. Чтобы не было ситуаций, как в Ломоносове и Луге, когда 30-тысячный город по вине местного начальства едва не остался без тепла, воды и света.

Деньги не главное

- В посёлке Вознесение средняя зарплата учителя 32 тыс. руб. Чтобы привлечь молодых специалистов, выделяются подъёмные, строятся коттеджи. Удаётся в глубинке удержать кадры?

- Все эти меры срабатывают, но не на 100%. И хотя в качестве подъёмных тем, кто едет на село, выплачиваем до миллиона рублей, жизнь показала, что материальный интерес не главное. Некоторые районы сегодня всего на 55% обеспечены врачами, не хватает и педагогов. Здесь снова на первый план выходит отставание одних районов от других. Чтобы его преодолеть, мы постоянно увеличиваем дотации на дополнительное образование, культуру, занятия спортом. Ремонтируем ДК, восстанавливаем старинные усадьбы и создаём там очаги культуры.

Конечно, всё познается в сравнении. Я начинал трудовую жизнь в селе, где воду брали в колодце за 150 м от дома, а туалет находился ещё дальше. Из всех удобств постоянно тоже были только свет и радио. И никому в голову не приходило жаловаться, наоборот, старались видеть хорошее. Сейчас требования иные, рядом Петербург, вот молодёжь и стремится поближе к цивилизации. Но мы будем искать новые стимулы для привлечения медиков, учителей, агрономов. С 2014 г. на жильё для молодых врачей, например, из регионального бюджета будет выделяться по 65 млн руб.

Комфорт подождёт

- Вы уже не раз говорили о неравномерном развитии территорий. Как же устранить диспропорцию?

-У нас есть районы с сильной экономикой, а есть, где услуг меньше и качество их ниже. В первом случае это зоны порта и мощных предприятий, расположенных близко от Санкт-Петербурга. Там налажены логистика, надёжный рынок сбыта, что обеспечивает финансовые потоки. А есть периферия, где средств не хватает даже на выполнение обязательств, не говоря о развитии. Такое положение будем менять. Из регионального бюджета в муниципальные уже идут трансферты, субсидии, чтобы там могли заниматься дорогами, детскими садами, спорткомплексами, ремонтом и возведением жилья. Причём каждый район будет рассматриваться индивидуально, ведь в Сланцах, Подпорожье, Лодейном Поле свои проблемы. Все эти территории отличаются по плотности населения, транспортной доступности, соответственно - разные и добавки из бюджета.

- Исполнительная и законодательная власть Ленинградской области находится на Суворовском, 67, по сути, на территории другого региона. Не раз говорилось о переезде в Кудрово, Гатчину, Сертолово… Нет желания быть поближе к избирателям?

- Мы работаем в тесноте, но переезд - дорогое удовольствие. А сегодня не то время, когда из бюджета можно вынуть миллиарды на модернизацию офисов. Вот построим детские садики, дороги, школы, тогда и об отдельных кабинетах можно подумать. Пока же комфорт подождёт.

Смотрите также: