Примерное время чтения: 7 минут
69

Малому бизнесу холодно у нас...

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 14/03/2001

Городские власти любят рассказать, как под их покровительством расцветает в городе предпринимательство. Цифры в доказательство приводят, графики. Но на деле выясняется, что вся забота о бизнесе ограничивается лозунгами и галочками в отчетах. Петербуржцы, решившие окунуться в волны самостоятельного бизнеса, как и прежде, должны плыть против течения.

Налоговое ярмо

В 1996 году, когда Владимир Яковлев стал губернатором Петербурга, мелкие бизнесмены, казалось, могли радоваться. Прежде их практически и не замечали. Теперь же возникло ощущение, что к ним наконец повернулись лицом - при Смольном создали немало комиссий, советов, департаментов по малому и среднему предпринимательству. Но по прошествии нескольких лет предпринимателям стало ясно - польза от всех этих органов власти весьма сомнительная - одни разговоры.

Главная проблема любого петербургского предпринимателя - налоги. Груз их тяжел, причем чем меньше твой бизнес, тем труднее его вести. Налоговый гнет, вроде, тема федеральная и от местных властей не зависящая. Но, по словам президента Союза предпринимателей Петербурга Романа Пастухова, и на городском уровне для облегчения жизни предпринимателя делается очень мало:

- Предприниматели как и прежде должны отдавать более 70 процентов различных отчислений. И ладно бы только общие налоги давили, так ведь, например, сейчас многие муниципальные образования пытаются ввести свои налоги, подмять предпринимателей под себя. Под предлогом заботы о социально незащищенных слоях организуются различные фонды, и платежи в них становятся практически обязательными. Раньше хоть те суммы, которые предприниматель перечислял на подобные нужды, освобождали от налогов, теперь и этого нет.

По мнению предпринимательского сообщества, идеальной ситуация станет, когда государство установит какой-то единый налог. И из него уже деньги распределялись бы по всем статьям. Но еще важнее, чтобы однажды установленные правила игры не менялись хотя бы лет пять. Впрочем, в Петербурге уже само рождение нового предприятия или фирмы проходит в муках и с большими затратами.

Стать предпринимателем - подвиг

- Мы так и не переняли западный опыт, где регистрация любого предприятия носит уведомительный характер, - говорит Роман Пастухов. - У нас следует получить разрешение, а это не просто. Твой вопрос могут рассматривать месяцами. Потом выясняется, что ты запятые не там расставил - документы возвращают на доработку, и все начинается снова, а это и время, и деньги. Например, одна разработка устава стоит несколько тысяч рублей, хотя у всех они близнецы-братья. Вторая беда, которую так и не решили, - лицензии. На сотни видов деятельности нужно получать свои лицензии и платить за каждую немалые деньги. Конечно, есть сферы, где без лицензирования не обойтись: медицина, строительство, пищевое производство, образование. Но у нас же все доведено до абсурда.

Для того, кто только начинает свой бизнес, помимо бумажной проблемы в Петербурге в полный рост встает вопрос места, где, собственно, бизнес и будет произрастать. Арендовать помещения у города сложно и дорого. Раньше, на заре кооперации, существовала практика, когда в аренду выдавались помещения на 5-10 лет с правом последующего выкупа. То есть предприниматель вкладывал серьезные деньги с надеждой выкупить это помещение. Сейчас этого нет.

Заняться таким родовспоможением бизнесу - вот достойная работа для властей. Ведь вышеуказанные проблемы можно решить на местном уровне и без серьезных вливаний. Что же предлагает городская власть? Как ясно из отчета администрации за минувший год, главное, что сделано для малого и среднего предпринимательства, - принятая в прошлом году программа его поддержки с выделением бюджетных денег. Однако вокруг этой-то программы уже полгода кипят страсти.

Помощь вслепую

В июне прошлого года ЗакС принял Закон "О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2000-2001 годы", который готовили три года. Власти гордо заявили, что документ этот положил "начало прямой финансовой поддержке малого предпринимательства в городе". По мнению экспертов, закон вышел очень туманный. В нем сразу заложено два пути выделения финансовой помощи. С одной стороны, деньги типа "подъемных" дают самим малым предприятиям. С другой - тем организациям, предложившим проекты, полезные для всех предпринимателей. Последний вариант более логичен для поддержки бизнеса в целом. Но четкого указания, что именно это и есть магистральная линия, в законе нет. Деньги можно отправить куда угодно, что и вышло.

В 2000 году на программу было выделено 67 миллионов бюджетных рублей. Деньги должны были распределять по итогам конкурса, но власти почему-то забыли оповестить предпринимателей и о самом конкурсе, и о том, какие документы нужны для участия в нем. Вспыхнул первый скандал. Сроки переносили дважды, за это время выделяемая сумма усохла до 27 миллионов. Наконец конкурс прошел, финансы распределили между 29 участниками. Начались новые скандалы. Поскольку условия конкурса по его ходу менялись, под сомнение поставили саму процедуру определения победителей. Те, кто оказался за бортом конкурса, возмущались - чем они хуже? Не утихает скандал и сегодня, но уже по другой причине: из 27 миллионов победителям досталось пока лишь 17, а 10 куда-то исчезли. Восемь "призеров" остались без денег. Конечно, десять миллионов рублей - сумма по бюджетным мерках маленькая, а поделенная на восемь и вовсе смешная. Потому "обделенные" и возмущаться не стали. Шум поднял Союз предпринимателей. Не то чтобы им так страшно не хватает обещанной доли в 300 тысяч рублей - у них членские взносы в сумме в десять раз больше, но, по словам главы Союза, они возмущены дискредитацией идеи поддержки малого бизнеса.

- Программа изначально была больше программой чиновников, которые ее написали. Для видимости спросили у предпринимателей что они хотели бы в нее внести, но почти ничего из этих предложений туда не попало, - считает Роман Пастухов. - А сейчас ситуация вообще бредовая. В Комитете экономики и промышленной политики, который проводил конкурс обвиняют во всем Комитет финансов, а финансисты, наоборот, кивают на КЭПП, который якобы не представил какие-то документы. Так нас футболят уже несколько месяцев, а на дворе 2001 год, бюджет предыдущего года вроде считается исполненным. Куда же ушли бюджетные деньги, кто их получил - непонятно. А для нас это вопрос принципиальный, мы ведь должны защищать интересы предпринимателей. Что они скажут, увидев, что мы себя-то защитить не можем?

В Комитете финансов уверяют, что выплаты денег были остановлены из-за того, что сейчас идет проверка распределения уже выданных 17 миллионов. Дескать, нарушения были. Может, и так, но, похоже, главное нарушение заложено в самой программе, а вот ее исправлять никто не спешит. В бюджете 2001 года на поддержку малого предпринимательства заложено более 40 миллионов рублей, и делить их, наверное, будут так же...

По большому счету, любой бизнес должен развиваться сам - не мешали бы, и ладно. А уж если власть помогать начинает, так должно быть вообще замечательно. Но у нас такая помощь почему-то превращается либо в средство перекачки денег в "дружественные" структуры, либо в унизительное действо, главная цель которого - показатели, галочка в отчете: малый бизнес поддержали, и точка. Что за этим стоит, уже никому не интересно.

Налоговое бремя для бизнеса, по данным Союза предпринимателей Санкт-Петербурга:

20 процентов НДС

5 процентов налог с продаж

13 процентов подоходный налог

28 процентов Пенсионный фонд

4 процента на социальное страхование

3,6 процента на медицинское страхование.

Итого: 73,6 процента от дохода.

А к ним еще налоги на прибыль, на имущество, на пользователей автодорог, поборы в различные фонды и контролирующие структуры: пожарным, санинспекции, в муниципальные образования - и что остается?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах