Примерное время чтения: 7 минут
333

Крепостные XXI века? Малый бизнес прессуют и опутывают «сетями»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Агрументы и Факты - Петербург 18/06/2014
Михаил ГОРИН / АиФ-Петербург

«Экономика Петербурга больна своими внутренними болезнями, - убеждён Сергей Фёдоров, председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей города, депутат четырёх созывов МО «Город Петергоф». - Системные ошибки были сделаны ещё в 2008-м и не исправлены до сих пор».

- Тогда Комитет по управлению государственным имуществом принял решение о повышении в шесть раз (!) стоимости земли под промышленными предприятиями. И это в кризис, когда весь мир обнулял налоги, давал дешёвые кредиты, защищал своих производителей. Это нанесло тяжелейший удар по бизнесу, особенно среднему и малому. Затем едва не ежегодно стали менять законодательство, регулирующее эту сферу. В итоге число добросовестных предпринимателей сократилось в разы. Недавно, например, в два раза повысили для частников социальный налог. Сразу потеряли 30 тысяч ИП только в Петербурге. А печально знаменитое постановление 1045, едва не добившее мелкую розницу? («АиФ» не раз писал об этой проблеме, защищая газетные киоски. - Ред.) Хорошо, что нас услышали прокуратура и губернатор. Таким образом, сохранили около 12 тыс. рабочих мест.

В шаге от магазина

АиФ-Петербург: - Георгий Полтавченко, кстати, уверен, что «с 50 до 70% выросло число тех, кто считает: условия для бизнеса в Петербурге улучшаются».

- Смотря для какого. Если речь о монополистах, им действительно открыты все пути. В их руках 80% торгового оборота, колоссальные прибыли. Что касается сотен владельцев небольших магазинов, заводов, киосков, пекарен, они - на грани. 80% малых предприятий города не имеют договоров на подключение к электросетям. Причина - дороговизна, драконовское законодательство и невозможность выполнить все требования монополистов. В нашей ассоциации есть компании, которые судятся уже по три года. Но и это не всё. Получив разрешение, предприниматель оказывается привязанным к месту, потому что при переезде он будет… платить за всё снова. Чем не крепостные XXI века?

АиФ-Петербург: - Как же решается вопрос?

- Отчаявшись, люди либо дают взятку, либо платят не по счётчику, который установлен и опечатан, а по толщине входного кабеля. Государство их за это штрафует. По нашим подсчётам, таким образом «Ленэнерго» уже обобрало предпринимателей города на 10-12 млрд руб. Примерно так же обстоят дела с водой, теплом, газом. Заметили, что увеличилось число взрывов газовых баллонов? Одна из причин - трудно присоединиться к газовым сетям, поэтому ставят баллоны. А городская программа «Магазины шаговой доступности»? Она тоже провалилась: из 9 первых ни один не смог добиться централизованного снабжения электроэнергией. Уже забылось, что за два года планировалось открыть 1,5 тысячи таких магазинов… Для сравнения: в Европейском союзе подключение ко всем основным ресурсам - бесплатно. В Америке достаточно позвонить в компанию, владеющую сетью, и сообщить адрес, по которому с определённого часа надо подавать электроэнергию. Всё.

«Не моё дело!»

АиФ-Петербург: - Тем не менее, судя по отчётам первых лиц, городская экономика поднимается. Растёт и активность горожан: каждый третий - либо бизнесмен, либо работает на частников. Бюджет Петербурга тоже на четверть состоит из отчислений этого сектора.

- Реальность иная. Промышленность в Петербурге в апреле 2014-го упала на 7,3% (в России выросла на 2,4%. - Ред.), а по инвестиционной привлекательности среди регионов РФ мы занимаем одно из последних мест. Хотя ещё в 2007-м входили в тройку лидеров. Конечно, есть стратегические проекты, которые поддерживаются правительством города. Но у нас официально зарегистрировано 367 тысяч субъектов малого предпринимательства. Кто подумает о них? Местной власти они не нужны. Система устроена так, что поступление средств, которыми распоряжается глава района, зависит от городской администрации. А как при этом чувствует себя малый бизнес - безразлично. Многие предприятия нашей ассоциации находятся в Петродворцовом районе. Сколько раз мы обращались к его руководителю с просьбой помочь и слышали: «Это не моё дело». Статистика подтверждает: число МП за последние пять лет осталось прежним, зато денег здесь получили от Смольного в 10 раз больше. Зачем при таком результате районному начальству беспокоиться о каких-то собственниках?

АиФ-Петербург: - Но в Петербурге открыты технопарк, инновационные центры и бизнес-инкубаторы, где помогут наладить своё дело. Предоставляются кредиты, а по программе господдержки ежегодно выделяется миллиард рублей. Разве это не помощь?

- Первый бизнес-инкубатор создали в 2005-м на ул. Седова и на этом остановились. Кредитная политика тоже слабая. Займы выдаются под 16-24%. Это чем надо заниматься, чтобы возвращать такие кредиты и оставаться с прибылью? А ежегодная раздача миллиарда превратилась, по сути, в субсидирование коммерческих структур. В стране, занимающей 132-е место в мире по уровню коррупции, такая поддержка мало эффективна.

АиФ-Петербург: - Не стихают жалобы на множество проверок…

- Не успеет кафе или магазинчик встать на ноги, как тут же налетает туча контролёров: пожарные, налоговая, санинспекция. И каждый может спокойно закрыть предприятие. У нас написаны законы, которые позволяют обирать предпринимателя как угодно. В моём кабинете, например, комиссию не устроила ширина двери: на 9 мм уже нормы. Штраф - 145 тыс. руб. Вдумайтесь: 90% флагманов нашей экономики, если копнуть, зарегистрированы за границей. Это страховка, чтобы защитить свою собственность. Особенно тревожно, что таким отношением отбиваем охоту у молодёжи. Мы проводили исследование среди студентов, и 67% подтвердили: хотят стать либо чиновниками, либо устроиться в крупные госмонополии. Некоторые, не стесняясь, заявляли, что не прочь подворовывать…

Государству не нужен

АиФ-Петербург: - А как вы, офицер-подводник, выпускник двух академий, стали бизнесменом?

- Я - «государев человек», форму ношу с 13 лет, когда поступил в Нахимовское. Затем закончил училище радиоэлектроники им. Попова, ВМА и Академию ракетных войск стратегического назначения, участвовал в трёх парадах на Красной площади. Защитил диссертацию. Но наступили 90-е, и стране я, как тысячи таких же офицеров, оказался не нужен. В 94-м уволили с флота по сокращению. Мне было 37 лет - капитан первого ранга, крепкий мужик. Что делать? Сначала «бомбил», развозил по ночам загулявшую публику. Потом торговал пуховиками, норковыми шапками, лесом, пытался открыть банк. В итоге лес бандиты сожгли, банк лопнул… Сейчас предприятие, которым руковожу, производит балансировочное оборудование для роторных систем. В активе также медицинский центр, объекты недвижимости. В общей сложности создано свыше 300 рабочих мест.

АиФ-Петербург: - Вы развернулись, значит, и другие могут подняться.

- Положительного много, но надо говорить о недостатках, чтобы избежать серьёзных перекосов. А мы сегодня создали экономику, которая ориентируется только на стоимость барреля нефти выше 100 долларов. Давно ничего не производим. Организовали систему хозяйствования, где выживают исключительно сильные, со связями личности, которые могут противостоять бюрократии и коррупции. Остальным приходится пробивать стену. На моих глазах «умерли» десятки предприятий, где работали честные, порядочные люди. Когда я начинал, нужно было только желание, сегодня стартовать в малом секторе без 1,5-2 млн невозможно. Где взять такие деньги?

Недавно на Балтийском заводе не приняли корабль, сделанный по госзаказу. Мы стали терять качество даже в продукции ВПК, где были традиционно сильны. Это результат провала в кадровой политике, среднем техническом образовании. Итог - днём с огнём не найдёшь токаря, сварщика высокого разряда. У нас ставка на монополии, хотя во всём мире главные - владельцы лавочек, магазинчиков, аптек и мастерских. Именно они - опора среднего класса, экономики многих процветающих стран. Пора это понять и нам.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах