По данным Российского топливного союза, цена бензина на российских АЗС имеет много составляющих: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — 17 %, акцизы —
13 %, налог на прибыль — 7 %, затраты на добычу и приобретение нефти — 15 %, транспортировка — 3 %, коммерческие расходы — 10 %. Кроме того, в цену бензина закладывают расходы на сервис и транспорт, а также тарифы естественных монополий. В целом получается больше 70 %, и это обстоятельство говорит о том, что именно государство является виновником высоких цен на бензин, установив высокие налоги и акцизы.
От сверхприбылей добровольно не отказываются
Однако государство отбирает у нефтяных монополий далеко не все — на самом деле, даже при таких высоких налогах, цена бензина в России могла бы быть намного ниже. Судите сами: себестоимость добычи нефти в России составляет, по данным Российского топливного союза, от 3 до 6 долларов за баррель (159 литров). А на мировом рынке баррель нефти стоит 55–60 долларов. Получается, что российские нефтяные компании имеют невероятную рентабельность — от 500 до
1000 %! С такой рентабельностью нефтяники могли бы продавать бензин внутри страны во много раз дешевле, чем сейчас. Так, к примеру, поступают в Саудовской Аравии или Кувейте — там бензин стоит 20 американских центов за литр, т. е. меньше 5 рублей по нынешнему курсу.
Низкие цены на бензин тормозят инфляцию, способствуют развитию промышленности и вообще очень благоприятно воздействуют на всю экономику страны в целом.
Впрочем, добровольно отказываться от дополнительных доходов нефтяные монополии не будут — в тех же арабских странах размер максимальной цены на бензин жестко регулирует государство.
Как избавиться от ВТО
Всемирный торговый союз запрещает протекционизм, в том числе и нерыночные механизмы ценообразования. Так, низкие внутренние цены на газ в России давно являются раздражителем для чиновников ВТО — они считают, что такое естественное преимущество, как запасы газа, является «нечестным козырем» в международной конкурентной борьбе, и обязали Россию в перспективе поднять внутренние цены на газ после вступления в ВТО. Если наше правительство вдруг смилостивится над автомобилистами и обяжет нефтяные монополии снизить цены на бензин на внутреннем рынке, в ВТО мы не вступим никогда, но, может, это и к лучшему.
Рыночные механизмы не работают
На самом деле причин для высоких цен на бензин еще больше, например, на отечественных нефте перегонных заводах из одной тонны нефти получают в четыре раза меньше бензина, чем на более современных за рубежом. Кроме того, наши нефтяные монополисты неохотно вкладывают деньги в развитие современной инфраструктуры этого бизнеса, в геологоразведку и другие стратегические направления нефтяной индустрии, без развития которых отрасль обречена на стагнацию.
Еще один фактор — отсутствие или низкий уровень конкуренции среди нефтяников. Обратите внимание: рост мировых цен на нефть всегда приводит к росту цен на бензин, но когда нефть на мировом рынке вдруг дешевеет, цена на бензин падает всюду, кроме России. При этом доллар, в котором измеряются цены, по отношению к рублю падает уже два года подряд, но на цене на бензин внутри страны этот эффект не сказывается. Если бы в нефтяном российском бизнесе работали рыночные механизмы, такого абсурда мы бы не наблюдали.
Цены как в Америке, доходы — в 10 раз меньше
Вопрос о парадоксально высоких ценах на бензин был задан президенту России Владимиру Путину во время очередного телемоста. Президент ответил, что интеграция российской экономики в международную автоматически выравнивает цены на все, в том числе и на бензин. Впрочем, глава государства тут же подчеркнул, что правительство продолжит административное регулирование нефтяного рынка, с тем чтобы не допустить излишнего роста цен.
Хотя, куда уж выше — в Москве и Петербурге бензин стоит сейчас почти столько же, сколько в США. А вот доходы покупателей этого бензина в России и в Америке отличаются в десять раз.
Что ж, закон жизни: неудачник плачет. Похоже, нам с нефтяниками не повезло. Остается завидовать Кувейту.
Смотрите также:
- «Золотая» еда. В Петербурге цены растут в 53 раза быстрее, чем в Европе →
- Онлайн-конференция. Девальвация рубля осенью: угроза или реальность? →
- Цены - растут. В Петербурге продукты дорожают быстрее, чем в Европе →