Реставраторы восстановили подлинную окраску стен концертного зала, гостиных и зрительских фойе, обновили позолоту. Настлан новый паркет, заменены оконные рамы — они выглядят как ста-
ринные, даже ручки сохранили латунные, но стекла двойные, со звукоизоляцией, так что шум с Невского не проникает. Самые большие перемены произошли в буфете. Завсегдатаи, конечно, помнят, что из-за мрачных деревянных панелей на стенах он выглядел как казенное учреждение советского времени. Теперь это зал персикового цвета, вписывающийся по стилю в старинную анфиладу.
Преобразования пока не коснулись первого этажа — касс и гардеробов. Здесь работы по реконструкции пройдут летом. Между прочим, когда-то на первом этаже располагался музыкальный магазин, где бывал Глинка и где стоял его рояль.
Стена отражения
— Пока шел ремонт, мы работали на разных концертных площадках, — рассказывает Ирина Альбертовна Смукул, художественный руководитель Малого зала, — и убедились, что наша акустика — лучшая. Это, пожалуй, единственный зал в городе, построенный так, что напротив сцены располагается глухая стена, отражающая звук. Обычно напротив сцены — балкон, входные двери. Кстати, в нашем зале когда-то были окна, но их заложили.
Реставрация проходит не в первый раз. Во время войны в здание попала бомба. А в 1991 году здесь в одну из ночей… пошел дождь. Наверху лопнула труба, и когда мы утром пришли на работу, вода стояла по колено. Отмокший потолок рухнул, и тогда восстановительные работы заняли полтора года. Интересно, что во время потопа произошла мистическая вещь: на сцене стояли рояли, и над ними дождь не пролился.
Добрый дух
— О нашем зале ходят слухи, как о загадочном и мистическом, — продолжает Ирина Альбертовна. — Именно в дом Энгельгардта Лермонтов привел героев драмы «Маскарад», здесь произошла завязка трагедии. В те времена в здании располагалась и гостиница, так что из зала можно было попасть в номера. Вот почему Арбенин так взволновался.
Иногда говорят, что залу покровительствует добрый дух. Сама я человек от мистики далекий, но своими ушами не раз слышала странные посвистывания в директорском кабинете. Мы решили, что это сверчок, правда, никто его ни разу не видел. Одно время у нас была курящая директор, и сверчок переместился в соседнюю комнату. Сейчас везде сделан ремонт, так что не знаем, вернется ли сверчок.
Вот публика вернется точно — билеты на ближайшие концерты покупают активно. При том, что наш зал предназначен для камерной музыки, а она более элитарная, не всегда рассчитанная на широкого слушателя. На ней бизнес не сделаешь, но мы считаем своей главной задачей — быть хранителями традиций.
Смотрите также:
- «Глыба мрака»? Правнучка Зощенко о жизни и творчестве писателя →
- "Всем народом несем этот крест..." →
- В каком веке живем и работаем →