Находка еще раз подтвердила: спустя 62 года после Великой Победы безымянными остаются тысячи бойцов и командиров Красной Армии.
Каникулы — по колено в грязи
В Санкт-Петербурге поисковое движение объединяет несколько тысяч человек.
Но на полевые работы выезжает молодежь. 14–18-летние пацаны, несмотря на юность, раскопками занимаются уже по пять-шесть лет. Каникулы, да и все свободное время, «пропадают» в болотах. Среди поисковиков вообще мало случайных людей — те, кто ищет материальную выгоду, сразу отсеиваются. Усилиями этих ребят только за апрель-сентябрь 2006 года были обнаружены останки 104 бойцов и командиров 55-й армии Ленинградского фронта. На том же мемориале «Ивановский пятачок» покоятся 227 неизвестных воинов, найденных поисковиками на полях сражений.
На американском самолете
Иногда, чтобы обнаружить и поднять один предмет, уходит несколько лет. Четыре года понадобилось, чтобы извлечь из болот Ленинградской области американский самолет «Кэттихоук» и определить личность пилота.
— К подъему подключились девять поисковых отрядов из Санкт-Петербурга и два — из подмосковной Коломны, — рассказывает лидер движения Игорь Вепрев. — Лопатами было не справиться. К тому же постоянно оседали и рушились стенки раскопок, мешал приток грунтовых вод.
Выручила мощная техника. С глубины семи метров из обломков кабины извлекли тело летчика в зимнем обмундировании Красной Армии. Редкий случай — пролежав в земле 63 (!) года, останки самолета, экипировка и бумаги хорошо сохранились. Поисковики рассказали, что колесо от шасси так и осталось «накачанным» до упора, хоть бери и сейчас «взлетай». В карманах гимнастерки нашли целый пакет документов: партийный билет, удостоверение личности офицера, пропуск на аэродром, свидетельство о браке… Все они были выданы на имя Филиппа Никитовича Костенко. Так отпали последние сомнения…
Поисковики подняли архивы, и оказалось, что 23 февраля 1943 года, в День Красной Армии, лейтенанту Костенко должны были вручить орден Отечественной войны 2-й степени. Останки летчика с воинскими почестями преданы земле в городе Отрадное.
Погибли в обнимку
Где мы проигрываем немцам и финнам, которых тоже немало полегло на нашей земле, так это в идентификации личности. Например, финны хранили о своих фронтовиках максимум информации: размер ноги, рост, вес, цвет волос и т. д. В Красной Армии такой системы не было, медальонов не хватало, а в документах царила неразбериха.
Статистика подтверждает: из 50–60 советских бойцов удается опознать лишь одного-двух.
— Роешь лопатой и вдруг понимаешь, что русский и немецкий солдат лежат в обнимку, — рассказывают поисковики. — Они погибли в рукопашной. При этом личность немца мы узнаем, а нашего — увы.
Ленинградская земля — единственное место в мире, где до сегодняшнего дня из болот достают боевую технику — по нескольку танков в год. Затем их ремонтируют, и они становятся полноправными участниками военно-исторических реконструкций.
… Говорят, что война не закончена, пока в земле остается хотя бы один безымянный солдат.
— Сегодня поисковые отряды возвращают бойцам и командирам доброе имя, — говорит отец Владислав, настоятель храма села Соллогубовка, где находится самое большое в Европе воинское захоронение. — Поисковики восстанавливают историческую справедливость. В год я хороню примерно 3000 павших бойцов. И эта работа, к сожалению, не прерывается.
Смотрите также:
- В небе над Берлином. Ленинградские летчики отомстили за Москву →
- Рыцарь тарана. Герой Сергей Насилевец так и не получил Героя →
- В Ленобласти обнаружено большое захоронение советских солдат →