Я выбрала гранд-тур, то есть двухнедельную экскурсию по стране. В турфирме, которая этот вариант путешествия и предлагала, неожиданно замялись, мол, лучше сочетать экскурсию с недельным отдыхом на острове Хайнань. Но так как я стояла на своем, «согласились».
В аэропорту Пекина нас встретила экскурсовод, назвавшаяся русским именем Лида. Кстати, в каждом городе гид представлялся русским именем, в Сияне — Саша, в Шанхае — Соня, в Хайнане — Миша, был даже Лука! Выяснилось: Лука не знал, что этим именем в России уже давно никого не называют, да и вообще русский он стал учить всего с полгода назад, смекнув, что поток туристов из России будет все увеличиваться. Пока языком он овладел очень относительно. Вообще, это свойственно всем китайским экскурсоводам, как и то, что они предпочитают молчать, а не вести экскурсию. Поэтому об истории страны, религии, выдающихся открытиях или личностях нам, русским, приходилось лишь догадываться.
В лесу небоскребов
К концу первой недели выяснилось, что вся наша группа улетит отдыхать на остров Хайнань, а я… остаюсь один на один с 16-миллионным (это только по официальным данным) Шанхаем. Без гидов, представителей туроператора, русскоговорящих знакомых. Просто одна.
Огромной проблемой оказался язык. Хорошо, заранее догадалась попросить гида написать иероглифами названия местных достопримечательностей и, садясь в такси, предъявляла записи водителям. Английского они не знают.
…Самая большая достопримечательность Шанхая — это небоскребы. Они растут как на дрожжах. Так, в районе Пудун еще 15 лет назад были овощные плантации, а сейчас здесь высится телебашня «Жемчужина Востока» — третья по величине в мире. Возводится и Международный финансовый центр, который по высоте претендует на мировое первенство.
В Питере о таких темпах строительства и не слышали. Зато теперь я уверена, что китайцы непременно и быстро построят в нашем городе квартал «Балтийская Жемчужина».
Вот если бы еще они взялись за наши дороги! В Шанхае основные автострады имеют по четыре полосы в каждую сторону, а развязки бывают и в два, и в три, и в четыре уровня. Правда, даже это не спасает от пробок. А насчет соблюдения правил дорожного движения, так наши водители по сравнению с китайскими — просто образцовые!
Гид в постели
Пекин тоже насчитывает миллионов шестнадцать, а про другие города нам говорили: «Маленькие», — это значит миллионов шесть. Такая теснота наложила отпечаток на жизнь и поведение китайцев — они могут толкнуть и не извиниться, протиснуться впереди тебя в очереди, курить там, где захотят, и вообще ведут себя, мягко говоря, непосредственно. Так, в последний день в Пекине гид Лида поставила меня перед фактом: самолет — очень рано, живет она далеко, поэтому… переночует в моем номере.
…Одна знакомая, также оказавшаяся в Китае в роли самостоятельной путешественницы, рассказала еще более тяжелый случай. Она ехала из Шанхая в Пекин. В купе оказался только один попутчик, китаец лет сорока. Когда он ушел курить, дама быстро разделась и легла спать. Под стук колес сон пришел быстро, вдруг она почувствовала, что кто-то трогает ее за плечо: сосед, сидя в одних трусах на своей полке, призывно улыбался. Когда же женщина выскочила в коридор с криком «полиция!», попутчик мгновенно преобразился — он стал униженно кланяться, едва не разбивая себе лоб о полку. Всю ночь даме пришлось просидеть одетой. Не поддавайтесь уговорам турфирм попутешествовать самостоятельно!
Смотрите также:
- Мотопутешественник Павел Кобяк: в России можно рассчитывать на мотобратство →
- Трудности перевода. Кто зарабатывает на китайских туристах? →
- Туризм под охраной? →