Алексей Балабанов: «Русский обязательно должен во что-то верить!»

   
   

Фильм Балабанова «Груз-200» еще до выхода на экраны вызвал море слухов: якобы из-за чрезвычайно «чернушного» сюжета от участия в съемках отказались Миронов и Маковецкий, картину не купил ни один телеканал, а в прокате просмотр ограничен «зрителями до 21 года». Тем не менее на только что закончившемся фестивале «Кинотавр» картина получила приз критики.

Абсурдные ограничения

— Миронов и Маковецкий действительно отказались, — делится Алексей. — Тем не менее Маковецкий признался, что жалеет об этом, и даже принял участие в картине, озвучив другого актера. Миронов сожалений не высказывал, но оно, может, и хорошо, что вместо него главную роль сыграл Алексей Полуян.

Чем вызвано ограничение «до 21 года»? Это не я придумал. (На самом деле в сертификате указано «до 18 лет». — Е. П.) Считаю, что такое ограничение — глупое. Моему старшему сыну 17 лет, он посмотрел фильм, тот ему очень понравился, даже рецензию написал. Молодые все в порносайтах сидят, что им это кино! Я бы никакого ценза не устанавливал. Если у нас с 18 лет можно жениться, то почему нельзя в кино пойти? Это же абсурд.

На телевидении картину все-таки купил Первый канал. Костя Эрнст заплатил немаленькие деньги. Фильм будет показан примерно в декабре, ночью, в программе «Закрытый показ». Зато без рекламы! Потом состоится обсуждение.

Когда Ленина отменили

   
   

— Действие фильма происходит в 1984 году  — переходном от Советского Союза к так называемой новой России. В этом году умер Черненко, потом пришел Горбачев — мне было интересно передать свои ощущения именно от того времени, когда жизнь начала меняться изнутри, когда Ленина отменили и вся страна повернулась к церкви.

Вот спрашивают, насколько реален один из моих героев — профессор кафедры атеизма, который решил креститься. Я сам был комсомольцем, изучал научный атеизм, в Господа не верил. Сейчас я — православный, крещеный. А Ельцин? Был коммунистом, руководил обкомом партии в Свердловске, потом пошел в церковь, крестился. Мои родители-коммунисты крестились. Вся страна пошла в церковь, это нормально, потому что русский человек должен обязательно во что-то верить.

Еще спрашивают, каков главный «месседж» фильма. Его нет! Еще раз говорю, что главная задача — передать мои личные ощущения от 1984 года, какой я увидел страну в то время. Работал тогда ассистентом режиссера на Свердловской киностудии, объехал всю Сибирь, Дальний Восток, Курильские острова, жил с ненцами. Я с людьми пил водку, и они рассказывали очень много историй. Столько случаев из жизни узнал! Самые яркие записал в этом сценарии и показал зрителям.

А людям приходилось очень туго, молодые не представляют, что до голода доходило, в магазинах — пусто. Когда я в Нижнем Новгороде учился, у нас там был огромный универсам, в котором продавали только хлеб, мороженый хек и пиво.

Парадоксально, что люди, которые жили в то время, воспринимают фильм хуже, чем молодежь. Для нее фильм почему-то ближе. Мне это пока непонятно.

…Идею этой картины я вынашивал давно, а снял только сейчас, потому что правильно подумал, что должно пройти хотя бы 20 лет. И мне интересно снимать в ретро-эстетике.

Мух заказали специально

— Главный герой — маньяк в милицейской форме. Спрашивают — это случайно? Конечно, нет. Тогда у милиции, особенно в небольших городах и местечках, была практически неограниченная власть. Отчасти так продолжается и до сих пор. Я все это на себе испытал и в советское время, и после перестройки были истории просто беспредельные. Если ты чуть-чуть выпил — заберут. Сколько раз я сидел в этих обезьянниках, сколько раз меня унижали и били. Таких историй советский человек расскажет много.

И все-таки я сделал героя не совсем отрицательным: хоть он и маньяк, но девушку любит. По-своему, конечно, всякие формы любви бывают…

Действие в фильме происходит в городе Ленинске. Такой существует на самом деле под Волгоградом, но он неинтересный. А снимали в Череповце. Это город-завод, очень эффектный, на мой взгляд, с точки зрения кино.

Как всегда, музыку к фильму я подбираю сам. В данном случае была задача использовать советские песни 80-х, такие «глянцевые», звучащие по радио и телевидению, например Юрия Лозы и популярных ВИА. Тогда же возник и Ленинградский рок-клуб, Виктор Цой уже был известен, его песня звучит в конце.

…Журналисты задают и смешные вопросы, к примеру, как снимали сцену, в которой много жужжащих мух. Насекомых мы заказали в одной специализированной конторе, мух привезли в огромном количестве, но они были вялые, только ползали, не жужжали. Сколько горя мы с ними хватили! Мух приходилось разгонять, чтобы они взлетали, а звук подложили потом.

Духовный и гражданский подвиг

— Многие люди от картины в ужасе, но другие меня поддерживают. Самый потрясающий отзыв был от одной женщины, очень известного кинемато.-

графиста. Она мне звонила, плакала и сказала, что Господь должен мне воздать еще при жизни за тот духовный и гражданский подвиг, который я совершил.

Твердо могу сказать, мне за этот фильм не стыдно. И когда меня называют провокатором, я этого, честное слово, не понимаю. Просто снимаю фильмы, которые должны быть яркими, мне самому скучно смотреть скучные фильмы, а тем более — их снимать.

Да и вообще это очень мелкая задача — сделать не так, как все, «Баба-Яга против». Мне интересно делать разные фильмы. Самый близкий к «Грузу-200»  — «Про уродов и людей», он тоже был многими негативно воспринят, но тем не менее окупился в прокате. Его даже назвали «Лучшим фильмом года». И я считал, что это — моя лучшая работа, а сейчас даже засомневался, вполне возможно — «Груз-200» будет моим лучшим фильмом. Он нового порядка, но это ни в коем случае не провокация.

Часто пытают, каковы мои ощущения от сегодняшнего дня. Это отдельная тема, разговор долгий… Сложные ощущения: жизнь изменилась кардинально, а люди, в общем, не сильно.

Мы  повернулись от одной системы к другой, у нас теперь капитализм. Но должно вырасти поколение моих детей, чтобы изменилась человеческая психология. И все-таки нельзя забывать прошлое, надо иногда такие фильмы снимать.

Наверное, «Грузом-200» я самые страшные ощущения от жизни передал. Но это на данный момент, а что еще будет?..

Вообще, если вы видели десять моих предыдущих фильмов, то должны заметить, что я разные ощущения передаю. И картины разные — одинаковых не снимаю. И подобный фильм больше делать не буду.

У меня есть идея снять следующую картину про школьников, про 11-й класс. Условное название — «Кино», это рассказ о том, как ребята снимают фильм. Сценарий еще не закончил, там пять параллельных линий, несколько любовных треугольников. Я боюсь, что кино будет скучное, поэтому хочу привлечь еще одного сценариста, чтобы мне помогли и получилось бодрее.

Важно ли мне как режиссеру давать людям надежду? Я же снял перед «Грузом-200» традиционную мелодраму «Мне не больно». Она всем нравится, и хорошо. Это я для вас сделал, а сейчас — для себя, ладно?

 

Смотрите также: