Мы обработали наблюдения за температурой воздуха в Петербурге за 130 лет и пришли к выводу, что лето у нас не изменилось. Осень стала чуть длиннее, начало зимы традиционно приходится на ноябрь. Однако раньше холода заканчивались в середине апреля, а сейчас — в 20-х числах марта. Зима стала теплее и короче на три недели.
— А почему синоптики так часто ошибаются?
— Ничего подобного! Если даем прогноз на 24 часа — ошибаемся очень редко. Из 100 «предсказаний» оправдываются 95. На трое суток погрешность чуть больше. На неделю — достоверность 70%. Современный прогноз — это математическая модель. Огромный объем вычислений. Метеоролог больше смотрит в компьютер, чем на небо. Ведь та погода, которая будет у нас через 2–3 дня, сейчас формируется где-то у Англии!
— Существует ли предел «предсказуемости»?
— 10–12 дней. Больше — от лукавого.
— Когда разбился самолет ТУ-154 авиакомпании «Пулково», Межгосударственный авиационный комитет попросил вас исследовать погоду в месте катастрофы. Говорили о «слабом метеорологическом обеспечении».
— Чтобы разобраться в погодных условиях под Донецком, наши специалисты работали
три недели, привлекая данные со всего мира. В тот день в районе катастрофы была зафиксирована мощная облачность, отмечалась необычайно высокая для верхних слоев атмосферы температура. Возник смерч. Если бы у нас и на Украине стояли специальные локаторы, которые определяют не только местоположение атмосферных фронтов, но и скорость потоков внутри них, можно было бы понять, что полет через «грозу» опасен. Из кабины пилота этого определить нельзя. В Китае, например, таких локаторов 158, а в России — два. Однако синоптики еще перед вылетом предупредили экипаж о сложных метеоусловиях. Затем несколько раз передавали сводки по радиосвязи. Но пилоты пошли на явный риск.
— Тем не менее в недавней трагедии в Азовском море, когда российские танкеры буквально переломило надвое, также винят синоптиков.
— Мне довелось принимать участие в работе Экспертного совета при Морской коллегии России, где анализировались события в Крыму. Доказано: гидрометеорологи своевременно оповестили все службы о надвигающемся бедствии. Другое дело, что ответственные лица не воспользовались информацией. Кто-то из капитанов сэкономил на топливе, кого-то не пустили украинцы, а некоторые понадеялись на русский авось. Надо учитывать, что количество опасных погодных явлений увеличилось за последнее десятилетие в два раза. Атмосфера не успевает приспособиться к внешним факторам, которые вызывают потепление и выводят атмосферу из равновесия. Отсюда штормы, ураганы, бушующая стихия.
Будет ли всемирный потоп?
— В Петербурге уже произошло 306 наводнений. Говорят, что через 100 лет город и вовсе уйдет под воду.
— Давайте считать: в год Мировой океан «подрастает» на 2 мм. За 10 лет — 2 см, за 100 лет — 20 см. А у нас наводнением считается уровень свыше
160 см. Так что в течение ближайших 800 лет петербуржцы в этом отношении могут не беспокоиться. Нас часто пугают тающими льдами Арктики. Это неверно. Эксперимент может провести каждый. В стакан с водой нужно положить кусочек льда и отметить уровень. Когда лед растает, уровень воды не изменится. Потому что лед — та же вода, только в другом состоянии. Так что для всемирного потопа льдов Арктики недостаточно. Вот если растает лед Гренландии — Мировой океан поднимется на 5 метров. Если Антарктиды — на 33 метра. Правда, на это понадобятся тысячелетия.
— Но процесс идет?
— Идет. Однако сегодня для Петербурга опаснее другое — увеличение катастрофических наводнений. У нас за всю историю их было пять — начиная с 1824 года. Самыми уязвимыми районами до сих пор остаются Приморский и Василеостровский. Конечно, мы надеемся на дамбу. Она рассчитана на высоту в 550 сантиметров, а у нас волна пока выше 420 не поднималось. Сейчас мы готовим схему работы водопропускных сооружений. Ведь наводнения несли не только беду, но и выполняли роль санитаров, выметали всю грязь. Поэтому думаем, как искусственно прочищать Невскую губу. Программа должна быть завершена в текущем году.
— Говорят, что 2 декабря, в день выборов в Госдуму, половину России накрыла полярная ночь. Что это за знак из «небесной канцелярии»?
— Погода не раз доказывала, кто «главнее». У нас в университете даже издан учебник, где история рассматривается через призму природных явлений. Вспомните нашествие татар, бегство Наполеона, когда русских вовсю поддерживал «генерал мороз». А блокадная зима 1941/1942 годов? Тогда Ладога замерзла уже в ноябре, и открылось движение по Дороге жизни. Очевидцы рассказывали, что достаточно было боеспособного взвода, чтобы немцы вошли в Ленинград. Но холод в ту зиму стоял такой, что сил у гитлеровцев не осталось.
В целом же климат и политика тесно связаны. Пример — правление Бориса Годунова. Он проводил правильные для того времени реформы, и сначала все шло гладко. Как вдруг три года подряд катастрофический неурожай. В августе (!) замерз Днепр, и через реку перебирались на санях. Дожди лили беспрестанно, погибли посевы, начался голод. Царствие закончилось крахом.
— Значит, нынешней власти с погодой повезло?
— Еще как! В 90-е годы, когда началась разруха, как по заказу установились очень теплые зимы. За время руководства Путина не случилось ни одной холодной зимы, ни одного неурожая. Повезло.
Пора менять топливо
— Однако природные запасы тают. Много шума наделала экспедиция Чилингарова. Как вы относитесь к развернувшейся борьбе за полезные ископаемые в Арктике?
— Россия давно пытается доказать, что хребет Ломоносова (на океанической глубине в полтора километра) — продолжение нашего берега. Цена вопроса — обладание сокровищами. На кону стоят огромные деньги.
Сейчас сухопутные залежи нефти истощаются. Во всем мире ее добыча со дна моря составляет 30–35%. У нас, по сути, ничего. В Калининграде стоит одна вышка и две на Сахалине. Нет опыта, техники, буровых установок. Арктика пока не очень освоена, все дей.ствуют тихо, чтобы не спугнуть конкурентов. Мы заявку подали еще в 2001 году. Получили ответ, что доводов мало, нет научной основы. Стали собирать новые данные, провели десятки экспедиций. И в этот момент Чилингаров отправился в поход. Конечно, поднялся шум на весь мир. Немедленно о своих амбициях заявили американцы, японцы, норвежцы. Поэтому его демарш только осложнил положение. Наши шансы? 40%, что докажем, 60 — что нет…
— Но у нас сегодня почти вся экономика держится на сырье! «Черное золото» закончится и — прощай, благополучие?
— Нефти нам хватит еще на пару десятилетий. Хотя 2030 — 2040 годы будут критическими. Японцы уже сейчас те породы, которые мы после извлечения золота выбрасываем, покупают и «достают» крохи, оставленные нами. Они считают это экономически выгодным. В Бразилии сегодня многие переходят на экотопливо, в Германии в бензин добавляют 15% «горючего», изготовленного из растительного сырья. Мы не можем себе этого позволить, потому что трудно и дорого. Нам дешевле «гнать» из природы. Сейчас надо нефть активно продавать, пока покупают по 100 долларов за баррель.
Смотрите также:
- Ливней станет больше, а солнца – меньше. Как изменится климат через 100 лет →
- Почему тонет Петербург? Кто виноват в том, что город ушёл под воду →
- Антарктида курорт наоборот →