Антарктида - своеобразный южный курорт, куда простой советский инженер мог отправиться посреди зимы да еще и за казенный счет. Недавно там завершился очередной летний сезон.
Сторожа ледяных секретов
Зачем ученым Антарктида, чего в ней ценного, кроме льда? Парадокс, но именно он ученых интересует в первую очередь. По последним данным, в здешних недрах обязаны присутствовать нефть, золото, ценная руда, но мировое сообщество договорилось пока их не использовать. Потом, когда иссякнут остальные месторождения, добывать полезные ископаемые в Антарктиде будет дешевле, чем, скажем, на Луне. А пока здесь занимаются исследованием истории планеты. Ледяной панцирь, подобно годовым кольцам дерева, хранит сведения о жизни Земли. В 1970 году на советской внутриконтинентальной антарктическкой станции "Восток" началось бурение глубокой скважины. С ее помощью хотели получить и образцы льда, датированные миллионами лет, и образцы скального основания. Но в 1995 году международный форум в Кембридже принял решение остановить бурение. Дело в том, что тогда были получены доказательства того, что в Антарктиде существует огромное подледное озеро, а "Восток", к радости наших ученых, оказался как раз над ним. Станция приобрела международное значение, а бурение остановили из-за того, что технология не обеспечивала "хирургической стерильности": могла загрязнить реликтовые воды. Предполагается, что в озере могут жить доисторические микроорганизмы. С тех пор наши ученые по-прежнему регулярно отправляются на станцию "Восток", но ограничиваются ролью своеобразных полярных сторожей уникального водоема.
Там тоже свет экономят
Вот что рассказал о своем недавнем визите на "южный курорт" сотрудник Музея Арктики и Антарктики Алексей Блинов. Он возвратился со станции "Восток", где вместе с другими учеными выполнял геофизическое обследование озера.
- "Восток" - это несколько жилых и рабочих блоков посреди огромного снежного поля, где и глазу-то зацепиться не за что. Сухо, ни ветров, ни снегопадов. Единственное разнообразие - снежная мгла, когда в воздух поднимаются мельчайшие частички снега. Сердце станции - дизельная электростанция. От нее зависит и свет, и тепло.
Один раз в год сюда приходит караван, который привозит необходимые грузы, а также годовой запас солярки. Во время последнего похода, который длился около полутора месяцев, возникли осложнения: от прибрежной обсерватории "Мирный" примерно 1400 километров, преодолеть которые не всякой технике под силу. В результате по назначению доехало лишь 95 тонн топлива при норме 150 тонн на год. Горючее приходилось экономить - для тех, кто останется здесь зимовать до следующей весны. Тем не менее все запланированные работы мы выполнили.
И живут по поясному времени
Еще десять лет назад полярников на станцию "Восток" доставляли отечественные "ИЛы". Теперь же туда летают исключительно "Геркулесы": с тех пор, как российский госбюджет посчитал такие полеты для себя обременительными, американцы практически монополизировали воздушное антарктическое пространство. Вот и на этот раз из Новой Зеландии наших полярников сначала доставили на исследовательскую базу США "Мак-Мердо", а затем уже на "Восток". Такое благодушие со стороны американских коллег вызвано не только соображениями благотворительности. Во-первых, взамен мы позволяем американцам пользоваться нашей взлетно-посадочной полосой с координатами 78o 28' южной широты и 106o 48' восточной долготы, а во-вторых, что ни говори, но наши ученые держат руку "на кнопке". Российская скважина "остановилась" примерно в 150 метрах от границы, где заканчивается лед и начинается вода. Кстати, до сих пор спорят, соленая она или нет.
- В этом году на "Востоке" американцы проводили собственную программу радиолокационного исследования озера,- рассказывает Алексей. - Для этого специально доставили сюда небольшой самолет с аппаратурой на борту. Сами жили в палаточном лагере. Для здешнего лета нормальной считается температура около 30 градусов мороза, но на полярном солнце палатки быстро прогреваются, и внутри вполне уютно. Мы в этом убедились, когда ходили друг к другу в гости. Правда, во время таких визитов приходилось учитывать одно обстоятельство. Хотя от американского лагеря до нашей станции было несколько минут ходу, между ними пролегло целых шесть часовых поясов. Чтобы не сбивать график наблюдений, американцы продолжали жить синхронно со своей главной станцией Мак-Мердо. На российской станции действует обычное поясное время, "Восток" стоит приблизительно на одном меридиане с Иркутском: +7 часов по Гринвичу и +4 по Москве.
За два месяца наши геофизики обследовали большую часть западного побережья озера. Погрузив на специальную платформу различную аппаратуру, компьютеры и приборы спутниковой навигации, прицепив все это к мощному вездеходу, они совершали автономные выходы на 7 - 18 дней. Такой способ хоть и менее производителен, но позволил получить более точные данные, чем при обследовании с самолета.
Как установлено, подледное озеро Восток - это не какое-то скопление оттаявшей воды, а самое настоящее озеро. Его размеры около 280 километров в длину и 50 километров в ширину, а берега расположены в скальном основании. Как и подобает нормальному озеру, его поверхность гладкая и почти горизонтальная. Если средняя толщина ледника в этом районе Антарктиды составляет около трех с половиной километров, то над озером - около 4,1 км. Во время последней экспедиции впервые удалось определить глубину озера - около 1100 метров. Не исключено, что потом будут обнаружены и более глубокие участки, поскольку полное обследование озера займет еще не один сезон.
P.S. На станции "Восток" действует правило: "Свежие продукты съедаются в последнюю очередь". Исполняют его с неохотой, тем не менее в меню можно обнаружить мясо пятилетней давности - хранится в фанерных ящиках "на открытом воздухе". Есть овощные консервы восьмилетней давности польского производства, но самый главный местный "долгожитель" - это хлеб. Он изготовлен еще в 1990 году: каждую буханку проспиртовали и запаяли в герметичный целлофан. Испорченным его, конечно, не назовешь - в Антарктиде вообще ничего не гниет и не плесневеет, только превращается в ледышку и каменеет, - но в руках разваливается в бесформенную массу.
На фото: Геофизик Анатолий МИРОНОВ обнаружил, что с легендарной "елочки" куда-то подевался указатель на родной Санкт-Петербург. Положение тут же решили исправить.