В последние годы путешествия зенитовских болельщиков на зарубежные стадионы превратились в настоящий «экстрим». Чего стоит история, когда большую группу суппортеров задержали в аэропорту греческого города Волос, где «Зенит» в прошлом году встречался с местной «Ларисой». На «золотой» матч в Раменское фанаты успели только благодаря тому, что Газпром прислал за ними самолет. И вот новый инцидент в Вильярреале.
Все началось с того, что в первом тайме матча болельщики петербургской команды пытались водрузить наверху стеклянного ограждения сектора большой плакат. По некоторым данным, плакат содержал протест по поводу провозглашения независимости Косова. Так или иначе, баннер потребовали снять, а когда фанаты «Зенита» не подчинились, началась потасовка с полицией. Она закончилась тем, что испанскому полицейскому сломали нос. Принимавших участие в драке болельщиков и одного из сотрудников клуба «Зенит» арестовали.
Как сообщил PR-директор «Зенита» Алексей Блинов, офицера безопасности клуба впоследствии отпустили, а вот болельщики остались ждать приговора в тюрьме Вильярреала. Заседание суда уже несколько раз переносили.
В «Зените» надеются, что ребята отделаются денежным штрафом. Но если вспомнить историю, приключившуюся чуть менее двух лет назад с болельщиком «Зенита» Игорем Яковлевым по прозвищу Тамарис, приходится констатировать: кому-то из питерских фанатов крепко не повезет.
Игоря Яковлева признали виновным в причинении вреда здоровью испанскому полицейскому. Он провел в испанской тюрьме два месяца. Тогда одному из стражей порядка фанаты сломали челюсть. И хотя сделал это не Яковлев, отбывать срок пришлось именно ему. Осудили Игоря на полтора года условно. Помог болельщику «Зенит», оплативший штраф в размере 5 тысяч евро и перечисливший еще 6 тысяч евро за услуги адвоката.
— Тогда конфликт разгорелся тоже из-за баннеров, — рассказал Игорь «АиФ-Петербург». — Один полицейский запрещал их вывешивать, другой разрешал… После «зачистки» на секторе задержали 14 человек. В тюрьме было опознание. И на меня показали как на человека, который нанес травму полицейскому. Надо было «свалить» на кого-то вину.
— Мне уже звонила мама одного из арестованных подростков, — продолжает Игорь. — Я посоветовал ребятам обязательно держать связь с клубом «Зенит», организациями болельщиков. У заключенных в Испании есть право звонить пять раз в неделю, каждый звонок — по пять минут. Им нужно воспользоваться. Еще хорошо бы связаться с почетным консулом России в Испании — он сыграл в моем освобождении огромную роль. Другим официальным лицам из России, работающим в Испании, на соотечественников, как я понял, наплевать. Главное, набраться выдержки. В Испании постоянно то забастовки, то праздники. Ожидание суда может затянуться. А раз полицейскому сломали нос, виноватого обязательно назначат. Эта история очень похожа на ту, что случилась со мной.
В ФК «Зенит» следят за развитием ситуации, оказывают болельщикам необходимую помощь.
Денис Чигляев считается личностью уникальной. Среди многочисленной фанатской армии питерского «Зенита» он — живая легенда, известен среди болельщиков как Денис-Е2 — Е4.
Шарфы вязали сами
На его счету больше, чем у других, выездов, совершенных под стягом сине-бело-голубой команды, — 288, включая последний, испанский, на игру с «Вильярреалом». Самая первая игра — 1985-й, Москва, куда он попал на игру с «Торпедо», выцыганив у родителей 15 рублей. Тогда «Зенит» победил автозаводцев со счетом 3:1.
— Еще в школе я приобщился к организованному фанатскому движению. До нас были «кузьмичи», болельщики-обыватели, приходившие на домашние игры полузгать семечки, покричать, выпить на «Петровиче». А ездить в другие города наши стали еще в начале 1980-х. Среди пионеров фанатского движения были как идейные болельщики (их были единицы), так и просто энтузиасты, выражавшие таким образом протест «совку». В середине 1980-х был пик фанатизма, потом милиция стала строже к нам относиться, нашлись горячие головы, которые крушили трамваи, били стекла. А менты нас гоняли, могли за «розу» (зенитовский шарф. — С. М.) и иную клубную атрибутику забрать в отделение и там побить.
— На заре фанатизма была среди нас своя дедовщина, — вспоминает Денис. — Если ты не сделал 10 выездов, а ходишь по Ленинграду в атрибутике клуба, бывалые и поездившие фанаты могли с тебя шарф сорвать, надавать по шее. И первые шарфы мы не покупали в магазинах, а сами вязали, на спицах. Признаком хорошего тона считалось, когда он несколько раз обмотан вокруг шеи и еще волочится по земле.
В «раю» или «гробу»
На выезды фанаты ехали как на праздник. Экономили на обедах, путешествовали в поездах зайцами, бегая от транспортной милиции, от проводников прятались в туалетах, в «гробах» (под нижними полками, на матрасах и чемоданах), в «раю» (на третьих полках для багажа). Или ехали «через резину», заскакивая на ходу, когда поезд трогался, в переход между вагонами.
— Мой первый дальний выезд, третий по счету, был в Баку, в 86-м. Тогда с нами поехал парнишка, который в Ленин.граде находился под следствием, был под подпиской о невыезде. В Азербайджане его на вокзале поймали, поместили в приемник-распределитель, а оттуда — сразу в тюрьму.
А сам я сказал родителям, что пойду в «Юбилейный», на СКА. Вместо хоккея поехал на футбол, когда вернулся, узнал, что меня объявили как пропавшего без вести во всесоюзный розыск.
Экстремальные выезды среди футбольных фанатов — дело житейски привычное. Так в 2000-м, когда «Зенит» играл в Кубке Интертото с венгерской «Татабанией», на игру в Будапешт Денис поехал с четырьмя рублями в кармане.
Ради «Зенита» брошу все!
Фанаты московских команд очень завидуют питерцам потому, что в рядах зенитов.ских болельщиков есть немало идейных представительниц прекрасного пола, которые активно ездят на выезды поддерживать невскую дружину. Например, таких, как Даша Н., хрупкая девушка, совершившая свыше 80 выездов, в том числе в такие неспокойные города, как Нальчик и Махачкала. В 1997 году она отправилась в Волгоград, лежа под нижней боковой полкой. На подъезде к городу ее укрытие обнаружил проводник и ударил петербурженку ногой. С разрывом селезенки ее госпитализировали. Недавно Даша стала мамой, беременная уже не ездила, но ходила вплоть до 9-го месяца на «Петровский». Сейчас, оставив ребенка с бабушкой, прибегает на второй тайм.
Взаимовыручка футбольного братства достойна уважения. Когда в 2004 году в Омске фаната Игоря-Гошу по окончании матча избили до полусмерти, Денис-Е2 — Е4 купил товарищу билет до Питера.
— Для меня футбол — это икона, наркотик, судьба, главная ценность в жизни, — говорит Денис. — Когда я не на выезде, а смотрю игру «Зенита» «по ящику», чувствую себя поганым предателем. Если придется выбирать, я брошу любимую женщину ради «Зенита». И еще — я, старый фанат, не надену футболку с фамилией Кержакова или Аршавина. Игроки приходят и уходят, а единственная команда на все времена остается!
Смотрите также:
- «Хорошо, что приехал…». Топ-5 неудач Халка после переезда в Петербург →
- 5 футболистов «Анжи», которые пригодились бы «Зениту» →
- «Зенит»: террариум единомышленников →