Остаться без воды
Полигон химических отходов «Красный Бор» был открыт в 1970 году как экспериментальный. Изначально планировалось, что туда временно, всего 3 года, будут свозить токсичные отходы. На первый взгляд неудачное место, всего в 30 км от Петербурга и в 4 км от Колпина, на самом деле выбрано не случайно. Здесь под землей сосредоточены огромные залежи кембрийской глины, которая, согласно исследованиям ученых, не должна пропускать в окружающую почву яды и другие химические соединения. Однако через 3 года использовать полигон не перестали. Сначала отходы везли с заводов и предприятий города и области, позже - со всего Северо-Запада.
На сегодняшний день огромные, ничем не прикрытые котлованы с черной, воняющей и бурлящей жижей переполнены. Какие процессы происходят внутри, неизвестно. Зловонный химический запах разносится на десятки километров вокруг. Он чувствуется даже в Пушкине и Павловске. Что говорить о населенных пунктах, которые находятся в трехкилометровой санитарной зоне: городе Никольское, поселках Красный Бор, Мишкино, Феклистово.
Все резервы полигона исчерпаны еще в начале 90-х годов, однако до сих пор «Красный Бор» принимает ядовитые грузы. В последние годы, для того чтобы увеличить вместимость «карт»-котлованов, дирекция ГУП «Красный Бор» в обход всех норм и правил распорядилась насыпать вокруг котлованов «обваловку». Поэтому теперь уровень воды в «картах» поднялся выше уровня земли на 3 метра. Ядовитая жижа под давлением постепенно перетекает через насыпь за пределы полигона. К слову, вокруг него, по мерам безопасности, еще в 80-е годы вырыли кольцевой и магистральный каналы, по которым должны были уходить в реку Ижора, а дальше в Неву, природные осадки. Теперь туда уходят излишки мазута, ртути, свинца и цинка.
На смердящее место обратили внимание и страны Балтийского региона. Ведь полигон может нанести непоправимый ущерб всем странам-соседям. Ему даже было присвоено «гордое» звание «Горячая точка Балтийского региона». А произойти может следующее: случись какой природный катаклизм или, не дай бог, диверсия, сотни тонн токсичных соединений хлынут по магистральному каналу в реку Ижора, оттуда в Неву, а дальше пятно уйдет в Балтийское море.
Больше всего от этого пострадают петербуржцы, ведь водозаборы нашего «Водоканала» находятся чуть ниже по течению от впадения Ижоры в Неву. Питер останется без водоочистных сооружений и, соответственно, без питьевой воды.
Не переработать и за 50 лет
В 1996 году под Петербургом начали строить завод по переработке промышленных токсичных отходов, который должен был спасти ситуацию. Однако из года в год сроки строительства откладывались. Причины банальны: недостаточное финансирование и воровство директоров полигона, которые сменялись практически ежегодно. Да и власть откровенно закрывала глаза на проблему. Только вдумайтесь: завод строится вот уже 12 лет и будет запущен, по самым скромным подсчетам, лишь через 4 года!
Каждое лето на полигоне вспыхивают большие пожары. При этом в атмосферу выбрасывается огромное количество вредных веществ. Отчего возникают пожары, неизвестно. Возможно, внутри происходят химические процессы. А может, бассейны с жижей поджигают специально, чтобы с помощью огня уменьшить количество отходов в котлованах.
По оценкам специалистов, тонны ядохимикатов уже скопились в болотце, через которое пролег магистральный канал. Анализы воды в реке Ижора показали превышение предельно допустимых концентраций по кадмию, марганцу, алюминию, железу, хрому, никелю, фенолу и крезолу до 80 раз! Да и кембрийские глины оказались не такими непроницаемыми, как предполагалось. В колодцах близлежащих деревень в питьевой воде обнаружены марганец, железо, магний, мышьяк, кадмий и хром.
В последние годы во все колокола по поводу катастрофической ситуации на полигоне бьет Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области. Пока принято решение усилить контроль за полигоном и ускорить темпы строительства завода - 3-я очередь по плану должна будет сдана в 2012 году. Но и тогда нельзя будет расслабиться. На полигоне сегодня собрано почти 2 миллиона тонн отходов. Даже работающий в полную силу завод не сможет переработать их за 50 лет! Поэтому «Красный Бор» под Питером еще надолго останется «горячей точкой Балтийского региона».
Комментарий специалиста:
Руководитель Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Сергей Горбанев:
О возможности катастрофы:
- Каждый паводковый сезон требует разработки и реализации комплекса защитных мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации. В результате накопления огромного количества отходов часть их проникает за пределы полигона и попадает в бассейн Невы.
О пожарах на полигоне:
- Дать оценку пожарам сложно. Многие склоняются к тому, что это поджоги. Не склонен этому верить, ведь кроме огромной опасности пожары приводят к сильному нагнетанию обстановки вокруг «Красного Бора». Думаю, что химические соединения, собранные воедино в огромных бассейнах, вполне могут воспламеняться при взаимодействии друг с другом.
О нарушениях на полигоне:
- Управление Роспотребнадзора по Ленобласти недавно провело внеплановую проверку на полигоне и выявило там многочисленные нарушения. Мы придали процессу серьезную огласку. Дважды писали письма губернаторам Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
в Полпредство, Ростехнадзор, Главному санитарному врачу России Геннадию Онищенко. Сначала дело шло туго, но после серьезного пожара на проблему наконец-то обратили внимание. Клебанов инициировал большое совещание в Полпредстве.
О строительстве завода:
- Финансирование строительства завода на сегодня крайне недостаточно. Окончательная сдача всего объекта планируется лишь в 2012 году. Будем настаивать, чтобы объекту был присвоен статус федерального. Тогда и финансирование улучшится, что позволит намного быстрее запустить предприятие.
Смотрите также:
- Бомба - без охраны? Полигон химических отходов может лишиться сотрудников →
- Багровые реки. Почему в поселке Ленобласти из кранов в домах льется кровь →
- Ядовитый «Красный Бор» - химикаты льются в Неву →