Государство реально поддерживает малый бизнес

   
   

Межрегиональный ресурсный центр в Петербурге занимается в основном переподготовкой и повышением квалификации управленцев из бизнеса и госучреждений в рамках госплана подготовки управленческих кадров – Президентской программы. Одно из направлений центра – работа с представителями малого бизнеса. В чем она заключается и правильно ли делает государство, уделяя малому бизнесу особое внимание, рассказал гендиректор центра Владислав Расковалов.

– Владислав, известно, что период кризиса – это шанс развития для малого бизнеса. Так было, к примеру, в Америке после Великой депрессии, а как дела обстоят у нас?

- Я, как человек, имеющий отношение к обучению, буду говорить прежде всего об этом. Сейчас в городе есть ряд специальных программ по развитию малого бизнеса. При губернаторе создан Общественный совет, существуют различные комиссии. Очень активно субъекты малого бизнеса поддерживает вице-губернатор Михаил Осеевский и Комитет экономического развития и промышленной политики и торговли. Специальные программы направлены на несколько категорий бизнесменов.

При разработке части программ мы ориентировались на генеральных директоров, собственников компаний и исполнителей верхнего управленческого звена предприятий малого бизнеса, которые непосредственно влияют на судьбу предприятий. Причем специалистов  – субъектов малого бизнеса мы делили на начинающих (до года) и тех, кому предстоит развивать бизнес.

Эта работа сейчас у нас проходит в формате спецрограмм. Кроме того, создано агентство по развитию малого бизнеса с call-center: мы консультируем по кредитованию, по преодолению  проблем организаторами бизнеса. В каждом районе созданы спецкомиссии, хорошо работают ассоциации, и мы черпаем людей для обучения, используя все эти формы взаимодействия.

Администрация города поддерживает малый бизнес: в июле должен быть принят соответствующий закон, из бюджета города предпринимателям выделяются деньги, развиваются грантовые программы и т. д.

   
   

– Можно ли говорить, что представителей малого бизнеса большинство среди ваших учеников?

– Я бы так не сказал. Из 350 специалистов, обучающихся по президентской программе, 159 – представители крупного бизнеса, 35 – среднего бизнеса и 120 человек – представители малого бизнеса. Участники малого бизнеса в меньшей степени готовы к обучению, потому что в течение 9 месяцев ежедневно в вечернее время нужно ходить на занятия. И у нас очень жесткий контроль посещаемости. Были случаи, когда достаточно весомых в бизнесе персон мы исключали из Президентской программы за пропуски.

– В конце прошлого года власти города заявили о помощи безработным  в открытии своего дела. На это даже предусматриваются субсидии – 300 000 рублей на человека. Насколько эффективна такая мера?

– Сейчас отрабатывается этот вопрос, причем мы в Комитете экономического развития рассматриваем возможность проведения предварительных семинаров по разработке бизнес-плана. Человек, желающий получить грант, должен защитить перед комиссией вид своей предполагаемой деятельности. Но это одна часть. Также существует микрокредитование. Можно до 1 млн. рублей получить от государства. Но пока это все разрабатывается, и о каких-то конкретных итогах говорить рано.

Кстати, Минэкономразвития приняло решение компенсировать малому бизнесу затраты на обучение по Президентской программе, и это тоже поддержка малого бизнеса. Для среднего и крупного бизнеса такой поддержки нет.

– Насколько охотно работодатель отправляет подчиненных на обучение в ваш центр?

– Сейчас наша основная задача – подготовить кадры к новой экономической ситуации, которая будет после кризиса. Поэтому на сегодня у нас, несмотря на задержку конкурсных процедур, заявок поступило больше, чем в прошлом году, в полтора раза. Причем многие компании сами проводят конкурсные процедуры. Например, в ТГК-1 разработали кадровую политику карьерного роста, и Президентская программа является одним из приоритетов при назначении на соответствующую должность. Так вот, они проводят свой конкурс, а после этого набранных кандидатов отправляют на наши испытания. Можно сказать, с кризисом интерес к переподготовке и повышению квалификации усилился.

Смотрите также: