Гуси, лебеди и «боинги»
У орнитологической службы аэропорта «Пулково» началась самая горячая пора. С апреля по ноябрь через его территорию проходят миграционные потоки пернатых, которые считаются одними из главных врагов самолётов.
Причём «Пулково» в этом отношении находится в гораздо более сложных условиях, чем другие аэропорты страны. Во-первых, петербургский
аэродром - как раз на мощной ветви Беломоро-Балтийского перелётного пути. А во-вторых, буквально в 4 километрах от взлётно-посадочных полос расположился полигон бытовых отходов. И десятки тысяч птиц со всего города и залива летят туда - через аэропорт. Хотя по закону в радиусе 15 километров должна быть своеобразная зона отчуждения - никаких городских свалок и сельскохозяйственных угодий, где птицы могут найти пропитание. Орнитологи аэропорта «Пулково» уже обращались с жалобами во все инстанции, но полигон только расширяется.
- Больше всего проблем создают чайки, - говорит начальник участка авиационной орнитологии аэропорта «Пулково» Андрей Соколов. - Они летают фактически круглый год, собираются в большие стаи. Причём нам даже попадались чайки, окольцованные в Финляндии и Эстонии.
Птицы плохо оценивают скорость объекта, если она больше 100 километров. Поэтому они не могут понять, в какой опасной близости находится самолёт.
А вот сам лайнер даже одна чайка может вывести из строя. Самым опасным считается попадание птиц в воздухозаборник двигателя самолёта. В таком случае экипаж зачастую вынужден сразу же совершить посадку. Так же уязвимы крылья, лобовое стекло кабины и фюзеляж.
Пугают круглосуточно
Закрыть двигатели сетками невозможно. Они не будут затягивать воздух, и лайнер просто не взлетит. Поэтому орнитологи используют различные уловки, отпугивающие птиц от аэропорта. В некоторых странах в борьбе с пернатыми даже привлекают снайперов из регулярной армии, раскидывают по полю тушки мёртвых птиц или рисуют на самолётах глаза, имитирующие хищника. В петербургском аэропорту - свои методы.
- Взлётно-посадочные полосы у нас оборудованы акустическими установками, которые издают звуки, отпугивающие птиц, - рассказывает Андрей Соколов. - Кроме того, на ВПП круглосуточно дежурит специалист, который может использовать пиротехнику для отпугивания пернатых или передвижную акустическую систему. В арсенале наших средств и четыре сокола. Непосредственно на птиц они не охотятся, а работают в паре с орнитологом. Вблизи полосы человек размахивает так называемым «вобилом» (имитация склеенных между собой крыльев, к которым приучены соколы), и хищник начинает «охоту». Остальные пернатые боятся сокола и покидают территорию аэропорта. Всё это обеспечивает высокую безопасность полётов для лайнеров.
Однако совсем разогнать птиц просто невозможно. Несмотря на все передовые технологии. Небо - это их стихия, а самолёты лишь «пришлые гости».
Поэтому в мире ежегодно фиксируется около 6 тысяч столкновений пернатых с авиалайнерами. В Северной столице - максимум 6 в год.
Один из самых серьёзных случаев за последние 8 лет произошёл минувшей зимой. При взлёте аэробус швейцарских авиалиний, на борту которого находились 130 человек, столкнулся со стаей чаек. Птицы попали в оба двигателя - лайнер был вынужден совершить аварийную посадку. Никто не пострадал.
Те, кто смотрел парад на Красной площади в честь 65-летия Победы, также заметили, что во время авиашоу ряд российских истребителей сопровождала стайка птиц.
Однако бояться полётов из-за этого не стоит. Экипажи специально готовят к таким ситуациям - встречи с пернатыми они отрабатывают на тренажёрах.
Смотрите также:
- Специалисты государственной авиакомпании «Россия»: безопасность полета во многом зависит от самих пассажиров →
- Названы новые версии крушения французского самолета →
- «Боинг» — дамский самолет →