Кораблик на его шпиле - визитная карточка города, к зданию лучами сходятся главные магистрали - Невский, Гороховая и Вознесенский проспект, составившие «невский трезубец».
Три рубля - за пушку
В начале ноября 1704 года в походном журнале Петра I появилась запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии». Строилась верфь по личным карандашным наброскам царя и представляла собой длинные одноэтажные мазанки в виде буквы «П», раскрытой к Неве. Шла Северная война, поэтому предприятие стало крепостью, окружённой земляным валом с пятью бастионами, рвами, заполненными водой, а перед ним оставили большой луг, чтобы враг не подкрался незамеченным.
Строительство Адмиралтейства было невероятно быстрым даже по сегодняшним меркам - в начале 1705 года на эллингах уже заложили корабли, и на следующий год со стапелей сошло первое парусное судно с 18 пушками на борту, проект которого, по преданию, составил Пётр. В 1709 году спустили на воду первый корабль «открытого моря» - 54-пушечную «Полтаву». На предприятии работало до десяти тысяч человек!
В начале XVIII века петербургское Адмиралтейство - единственное в Европе - могло похвастаться величественным зрелищем - спуском кораблей на воду перед самыми окнами царского дворца. Государь лично вручал старшему мастеру на серебряном блюде по три серебряных рубля за каждую пушку.
В 1725 году построили первую подводную лодку - «потаённое судно» крестьянина Ефима Никонова. На Адмиралтейских верфях появился и первый в России пароход. С дымящейся кирпичной трубой он шёл без парусов против течения, удивляя петербуржцев.
Впрочем, в середине 1840-х годов судостроение в Адмиралтействе прекратилось - тут негативную роль сыграло именно расположение «перед окнами дворца». К этому времени столица украсилась величественными зданиями, и «промышленная зона» стала неуместной. Судостроение передали «Адмиралтейским верфям», расположенным ниже по течению Невы. Теперь и это предприятие выводят из города - в Кронштадт.
Секрет кораблика
У Адмиралтейства была задача не только строить корабли, но и управлять всем российским флотом. Здесь заседала «Адмиралтейств-коллегия» под руководством Петра. После совещания, около полудня, государь и адмиралы подкрепляли себя анисовкой. Так сложилась поговорка, обозначающая время предобеденной выпивки и закуски: «Адмиральский час пробил, пора водку пить».
Пётр любил здания со шпилями, чтобы город были виден издалека. А в 1719 году на 50-метровом шпиле установили кораблик. Есть мнение, что прообразом стал фрегат «Орёл» - первый русский военный корабль, построенный в 1670-х годах по указу царя Алексея Михайловича. По легенде три флага на мачтах адмиралтейского кораблика были сделаны из червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль (геодезический инструмент) Петра.
В позолоченном шаре под корабликом якобы находилась кубышка из золота, а в ней - образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге. Шар никогда не вскрывали, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону был утрачен.
Кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта его заменили новым, а сам петровский пропал! Второй продержался 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на копию. Подлинник хранится в Военно-морском музее. Ну а в шаре, который мы видим и сегодня, - шкатулка с документами обо всех ремонтах иглы и кораблика, имена мастеров, несколько газет XIX века, ленинградская пресса и «Послание к потомкам» 1999 года.
«За оборону Ленинграда»
Во время войны позолоченный шпиль мог служить ориентиром для вражеских артиллерии и авиации, поэтому его - как и другие высотные доминанты - решили замаскировать. Строить леса было некогда, работу поручили молодым спортсменам-альпинистам. Им предстояло поднять на 72-метровую высоту чехол из мешковины весом в полтонны. Отважная четвёрка - Ольга Фирсова, Александра Пригожева, Алоизий Земба и Михаил Бобров - поочерёдно поднимаясь вверх, справились с заданием. 30 апреля 1945 года маскировку сняли - Ольга Фирсова ножом разрезала мешковину, гигантский чехол сполз и игла вновь засияла золотом. Адмиралтейскую башню увековечили на медали «За оборону Ленинграда».
Переедет ли штаб ВМФ?
Здание Адмиралтейства, известное каждому петербуржцу, уже третье на этом месте. В 1730-х годах архитектор Коробов заменил мазанки каменными строениями, тогда высота шпиля и достигла 72-х метров. В начале XIX века архитектор Захаров придал однообразным казённым корпусам торжественный и праздничный вид. Интересно, что в новую башню, как в футляр, заключили старинную, коробовскую, с деревянным шпилем.
До революции в Адмиралтействе располагались Морское министерство, Главный морской штаб, Училище корабельной архитектуры. А с 1709-го по 1939 годы - Военно-морской музей. Знаменитое Высшее военно-морское училище им. Ф. Дзержинского, расположилось здесь в 1925-м, а покинуло в 2009-м, как и штаб Ленинградской военно-морской базы.
На самом высоком уровне было заявлено, что в Адмиралтейство из Москвы переедет Главный штаб ВМФ, но недавно сообщили, что в ближайшие два года этого не произойдёт.
Смотрите также: