Школа мастеров

В сфере профессионального образования Ленинградская область сегодня занимает лидирующие позиции. Её опыт эффективно применяют многие регионы России. Как удалось поднять планку?    
   

И что делается для дальнейшего развития системы? Об этом «АиФ-Петербург» рассказал председатель Комитета общего и профессионального образования правительства Ленинградской области Сергей Тарасов.

- Профессиональную подготовку и переподготовку специалистов мы ведём в соответствии с изменениями на рынке труда. Разработан проект типового соглашения между образовательным учреждением и базовым предприятием. Ежегодно формируется и региональный заказ - это тоже инновационное направление. В своей основе имеет долгосрочный прогноз потребности в рабочих кадрах и специалистах того или иного профиля с учетом строящихся и вновь открывающихся производств. Схема такова. Предприятия, органы местного самоуправления, исполнительной власти, объединения работодателей готовят свои предложения и мы работаем в соответствии с этими заявками. Причём программа отрегулирована так, что есть возможность перестраиваться «на ходу», в зависимости от потребностей экономики. Хочу подчеркнуть, что системой образования заказ выполняется на 100 процентов.

Нужны рабочие руки

- "АиФ-Петербург": А если руководство какой-либо фирмы просит подготовить специалистов в сжатые сроки под конкретный проект?

- С таким заданием тоже справимся. У нас сегодня, как и везде, дефицит рабочих рук, недостает также сотрудников с начальным и частично средним профессиональным образованием. Другое дело, что надо более рационально относиться к подготовке кадров, которые нужны «здесь и сейчас». Переходить на гибкие учебные программы, чтобы вести подготовку не три, а два с половиной - два года. Разумеется, без всякого ущерба для качества.

Следует активнее применять и новые образовательные технологии, дистанционное обучение. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Мы должны не только дать им профессию, но и поддержать социально, помочь адаптироваться в обществе. В ближайшие несколько лет планируем создать центр, где такие ребята будут получать востребованные профессии.

-  "АиФ-Петербург": Работодатели порой жалуются: заказы есть, но выполнять их некому. Чтобы не испытывать проблем с персоналом, некоторые фирмы сами вкладывают деньги в подготовку будущих мастеров. Насколько тесно взаимодействие бизнеса и профессиональной школы?

   
   

- Мы готовим кадры для серьёзных инвестиционных проектов, а таких в Ленинградской области много. Но сегодня социальная ответственность бизнес-структур заключается не только в том, чтобы сформировать заказ, но и заниматься, пусть частично, подготовкой кадров. Активной позиции в этом вопросе придерживаются концерн «Рос-

энергоатом», Выборгский судостроительный завод, компания «Филипп Моррис Ижора», другие предприятия. Возможно, надо внести в федеральное законодательство коррективы и прописать заинтересованность работодателя в софинансировании при подготовке кадров. Если такие функции будут закреплены на уровне закона, на предприятии станут более ответственно подходить к обучению и дальнейшему трудоустройству выпускников.

-  "АиФ-Петербург": Могут ли в учреждениях профобразования получить новую специальность уже работающие люди?

- Такие программы профессиональной подготовки рассчитаны на срок от 3 до 4 месяцев и особенно актуальны сегодня. Ежегодно их участниками становятся до 4 тыс. человек. Мы готовы оперативно помогать людям, оказавшимся в опасной зоне, дать им востребованные специальности, повысить квалификацию. Более того: можем организовать процесс и на базе предприятий.

Предприятия стали партнёрами

-  "АиФ-Петербург": Между вашим комитетом и «Союзом промышленников и предпринимателей» подписано долгосрочное соглашение. Каковы основные его направления?

- Соглашение заключено три года назад. Приоритетными являются несколько направлений. Это организация производственной практики, выполнение обязательств по дальнейшему трудоустройству, согласование учебных планов и программ. Учитывается и предоставление социального пакета получившим место выпускникам, а также участие работодателей в профориентации. Сосновоборский и Киришский политехнические колледжи, колледж водного транспорта Шлиссельбурга, некоторые профессиональные училища Выборга и Тихвина имеют стабильные договорные отношения с промышленными комплексами, которые стали их постоянными партнёрами.

-  "АиФ-Петербург": Без передовой техники конкурентоспособных специалистов не подготовишь. Насколько хорошо оснащена областная профессиональная школа?

- Сегодня учреждения профобразования оснащаются на самом современном уровне. Только в рамках приоритетного проекта «Образование» на эти цели поступило 100 млн руб. Каждый год мы выделяем средства на компьютерные классы, мастерские, мультимедийные комплексы, интерактивные доски, что позволяет познакомить учеников с новейшими технологиями производства. Кстати, далеко не на каждом заводе или НИИ установлено такое оборудование. Прибавьте лучшие традиции профессионального образования, которые сохранились и передаются через поколение. Всё это звенья одной цепи, где всё работает на результат.

Языком цифр

Система профессионального образования Ленинградской области включает:

— 28 образовательных учреждений ПО подведомственных Комитету общего и профессионального образования. Из них 10 - начальных (НПО), 15 - средних, в том числе 3 высших.

— 21 образовательное учреждение реорганизовано путём присоединения или изменения статуса.

— 10 промышленных колледжей создано на базе учреждений НПО.

— на 100 процентов реализуется региональный заказ на подготовку кадров.

— работают программы профессиональной подготовки взрослого высвобождающегося населения продолжительностью 3 - 4 месяца.

— 4 тыс. специалистов ежегодно проходят на базе профессиональных училищ подготовку и переобучение.

— 5-7 ресурсных центров будут созданы до 2012 года.

— свыше 400 договоров заключено между учреждениями профессионального образования и работодателями.

С трудоустройством проблем нет!

Без малого 40 лет Сосновоборский политехнический колледж готовит кадры для Ленинградской атомной станции. За годы сотрудничества было выпущено более 1000 специалистов. Новой ступенькой для учебного учреждения стало участие в приоритетном национальном проекте «Образование». Для развития колледжа государство выделило 54 млн руб.

- Эти средства были распределены по трём направлениям, - рассказывает его директор Сергей Вшивков. - Создание современной материально-технической базы, оснащение передовым оборудованием и модернизация обучающих программ с учётом высокотехнологичного производства атомной энергетики. В декабре нацпроект заканчивается, и можно сказать, что все эти задачи в большинстве выполнены. Сделан капитальный ремонт, введена лаборатория технической механики, заработала локальная сеть, а интерактивные доски стали привычным инструментом в руках преподавателя. Мастера со своими воспитанниками осваивают новые станки, инструменты.

Результат не замедлил сказаться. Если в прошлом году конкурс на одно место был 1,3 - в 2010-м - 2 человека на все специальности. Даже во время кризиса проблем с приёмом и трудоустройством ребят мы не испытывали.

Сейчас ЛАЭС и колледж объединили усилия и заняты созданием ресурсного центра подготовки квалифицированных кадров для атомной энергетики. Уже на практике молодые люди видят, насколько нужна их специальность. Помимо престижа, навыков работы они получают и стипендию - 30 тыс. руб. в месяц.

Сегодня в колледже учатся 560 чел. Ещё 400 проходят подготовку по направлениям центров занятости. В городе переизбыток кадров с высшим образованием, поэтому «синие воротнички» всё чаще получают преимущество на всех крупных предприятиях Соснового Бора. С удовольствием «берёт» подкованных новичков и строительный холдинг «Титан». Вот и Ленинградская атомная станция не только принимает студентов «политехов» на практику и работу, но и активно способствует их обучению профильным специальностям.

Смотрите также: