Денег нет!
- Посмотрите, стёкла сползли с опор, перекрытия не держат. Плёнкой от холода закрываем, - показывает на почерневшую от протечек крышу ведущий агроном пальмовых оранжерей Евгения Силина. - И так уже давно. Должны были начать ремонт, но с кризисом всё остановилось. Теперь сквозняки гуляют. А они сахарному тростнику, пальмам противопоказаны.
Ботанический сад - учреждение федеральное и находится в ведении Российской Академии наук. А там, похоже, забыли о его существовании. Уже на протяжении нескольких лет руководство РАН выделяет средства только на зарплату сотрудникам (садоводы, агрономы получают 13-18 тыс. руб. в месяц) и коммунальные расходы. В последние два года на содержание, развитие вообще не дали ни копейки. Для комплекса, где большинство зданий - исторические и построены в начале прошлого века, это катастрофа. В итоге сегодня из 27 оранжерей 12 нуждаются в немедленной реконструкции, а две находятся в аварийном состоянии.
Вместе с заместителем директора Дмитрием Гельтманом мы пришли в оранжерею № 17. Здесь должна быть саванна, но сейчас - полная разруха. На крыше битые стёкла, холодный ветер полощет куски плёнки. Растения вынесли в безопасное место. Город и хотел бы помочь, но прыгнуть через голову центра не может. Власти Петербурга уже выделили 2 млн руб. на уборку снега, переданы и машины для очистки территории. Но это лишь оперативные, первоочередные нужды.
- Не решён главный вопрос, - говорит Дмитрий Гельтман, - должна быть серьёзная правительственная программа по восстановлению всего комплекса института. А её нет.
Вредный дождь
Петербургский Ботанический институт им. Комарова РАН входит в пятёрку мировых природных коллекций. Во всём мире реконструкция таких центров, составляющих национальную гордость, финансируется на государственном уровне. Помимо сада в состав института входит немало других уникальных объектов, тоже нуждающихся в обновлении. Полная реконструкция с заменой всех инженерных сетей необходима, например, единственному в России Ботаническому музею. Гордостью учёных является и гербарий, насчитывающий около 6 млн образцов. Кстати, нынешнее здание гербария построено в 1912 году и с тех пор не расширялось. А его крыша, говорят, вообще течёт с начала 30-х. В ремонт вложено немало миллионов, в частности, 1 млн $ выделил Джордж Сорос, но грамотно всё сделать так и не удалось.
Результат такого вторжения посетители могут испытать на себе. Придя в тропики, например, вы попадёте почти под дождь: конденсат капает на голову! Это следы относительно недавнего ремонта. До этого момента вредная жидкость собиралась в отдельные желоба и сливалась, но затем конструкцию кровли нарушили. А ведь сегодня саду, как воздух, нужна аппаратура, автоматически регулирующая влажность и освещённость. Такая техника есть даже в Минске. По-хорошему требуется целая служба, занимающаяся грамотной эксплуатацией этого сложного хозяйства.
Каково положение сегодня? На днях губернатор Валентина Матвиенко обратилась с письмами в РАН и лично её президенту Юрию Осипову, правительство России, Минрегионразвития с просьбой заняться судьбой Ботанического института. 1 марта эти вопросы будет обсуждать Общественная палата.
Смотрите также:
- Земля на обочинеИли когда расцветёт главное российское богатство →
- Вячеслав Макаров: «Где фильмы про умных инженеров?» →
- Малый бизнес прячется во дворах →