Предприниматели, работающие в сфере бытовых услуг, выживают, но с трудом. Правда, отчеты чиновников свидетельствуют, что этот рынок динамично развивается. Но нужные цифры делают парикмахерские салоны. Сапожники и портные, химчистки и прачечные еле сводят концы с концами.
Работа по старинке
Сапожник Борис Плиштиев успел поработать и в Израиле, и в Австрии. Ему есть с чем сравнивать. В Россию вернулся пять лет назад. Привез свое оборудование для ремонта обуви. Вместе с товарищами мечтал открыть в центре города два десятка мастерских. Удалось только две. Хотел на западный манер посадить возле каждой станции метро по чистильщику обуви, всего-то надо маленькую тумбу для обувных принадлежностей да стул - не дали. Но, несмотря на планов громадье, которые так и остались в мечтах, Борис не унывает: "Развивать бизнес нет возможности. В существующих условиях прекрасно чувствует себя только общепит. Кушать люди хотят каждый день, а обувь ремонтируют в лучшем случае раз в полгода, - рассуждает он. - Главная беда - высокая арендная ставка за помещение. Столько я нигде не платил. Плюс коммунальные счета, закупки материалов: Хорошо хоть налоги не такие драконовские, как, например, в Австрии. И еще постоянно надо с бумагами возиться. В Америке раз в год отчет сдаешь, а у нас раз - в три месяца. Но ничего, пока выкручиваемся".
"Выкручиваемся" - ключевое слово для предпринимателей, работающих в сфере бытовых услуг. "На Западе сапожники уже давно не работают молотками, - говорит президент Ассоциации предприятий бытового обслуживания "Петросбыт" Юрий Филатов. - У нас мало того что трудно найти кредит для покупки оборудования, так еще энергетики за подключение требуют астрономические суммы". Вот и работает большинство питерских сапожников дедовскими методами.
В химчистках, по словам Юрия Филатова, тоже работают по старым технологиям. Кроме того, хорошего специалиста-технолога, без которого химчистка не химчистка, сегодня днем с огнем не сыщешь. Система профобразования нынче их не готовит. Выход, впрочем, есть. В качестве примера специалисты приводят немецкий опыт. В Берлине все самые современные технологии сосредоточены в одном месте. А более тысячи химчисток, разбросанных по всему городу, работают как приемные пункты.
Дела идут только у парикмахеров
У чиновников иной взгляд на развитие сферы услуг в Петербурге. По словам начальника отдела бытовых услуг Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Софьи Остапенко, только за первое полугодие зарегистрировано 275 новых малых предприятий. "Установленные в городе стандарты проживания определяют, что на тысячу жителей должно приходиться 5,4 рабочего места, оказывающего бытовые услуги, - приводит она цифры. - Мы этот показатель выдерживаем. Получила развитие сеть небольших домов быта. Их в городе уже около 40. В студенческом общежитии на Васильевском острове появилась первая прачечная самообслуживания. Она работает круглосуточно, а цены в 2-3 раза ниже, чем в обычных".
Впрочем, и чиновники признают, что арендовать приличное помещение на оживленной улице индивидуальному предпринимателю сегодня не по силам. Обслуживающий горожан малый бизнес уходит во дворы и полуподвалы. Исключение составляют только парикмахерские салоны. Кстати, именно они и делают нужные чиновникам цифры, занимая почти 30% рынка бытовых услуг. А нормативов, которые определяли бы, сколько в районе должно быть сапожных мастерских, прачечных или химчисток, просто не существует. В результате, например, в Петродворцовом районе, судя по статистике, со сферой обслуживания все в порядке, а ремонтировать обувь люди ездят в центр города.
Государство более активно должно регулировать и поддерживать сферу бытовых услуг, считает Юрий Филатов. Необходимо предоставить малому бизнесу льготы по арендной плате и увеличить срок договора аренды. А еще лучше - предусмотреть места для химчистки, прачечной или сапожной мастерской в небольших продуктовых магазинах, сеть которых городские власти планируют создать по всему Петербургу. Иначе сфере обслуживания не выжить.