Иметь деньги и ни за что не отвечать

   
   

Факт примечательный, если учесть, что ещё лет 15-20 назад эти профессии не пользовались особым спросом. Сего-

дня на социальной лестнице они потеснили даже некогда сверхпопулярных «юристов и артистов». Мало кто из нынешних 17-летних собирается быть учителем или врачом, вакантны места слесарей, кровельщиков, фермеров. Чем же грозят эти изменения обществу? Об этом рассуждают наши эксперты.

Современные недоросли?

- Первое, о чём говорит такой «рейтинг», - школа провалила работу по профориентации, - утверждает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и андрогогики Академии постдипломного педагогического образования Семён Вершловский. - Сегодня молодых людей мало интересует реальная сторона дела, они ориентируются на внешние проявления. В каком отечественном фильме вы видели процветающего учителя, учёного или офицера? Врачей изображают преимущественно в комическом виде. Рабочие и вовсе показаны как недотёпы, неудачники. А респектабельных, богатых чиновников на наших экранах сколько угодно.

Молодых людей интересует не сама государственная служба с её ответственностью и подвижничеством, а привлекает образ, созданный СМИ и сериалами. В представлении нынешних выпускников государственный служащий - это человек, который обладает широкими возможностями, связями и льготами, свободно распоряжается бюджетными деньгами и получает солидную зарплату, а потом - хорошую пенсию. При этом он ни за что особо не отвечает. Более того, даже если проштрафится - ошибку, скорее всего, простят или не заметят. Ведь он - один из системы, а она своих не сдаёт.

Вскрываются факты коррупции, однако суровые наказания единичны. Достаточно посмотреть, какие хоромы строит себе власть, на каких машинах ездит, где отдыхает, и сравнить с домиками тех же ветеранов, воевавших за Отечество, чтобы понять, в чью пользу делает выбор молодёжь. Но это не имеет ничего общего с подготовкой грамотных управленцев, талантливых организаторов, менеджеров, которые необходимы стране.

Эти инфантильные завышенные притязания, без трезвого взгляда на действительность, распространяются и на остальные жизненные ценности. Много лет мы проводим социологические исследования среди выпускников петербургских школ. В 2009 году мы получили около 300 сочинений «Каким я буду через 10 лет». Все они были написаны, как под копирку. Через десять лет молодые люди поголовно хотят быть успешными, везучими, сделать карьеру, постоянно побеждать. И ничего не говорится о труде, ответственности, пользе для общества.

Жизнь между компьютерами

«Мне трудно ответить, каким я буду через 10 лет, - пишет один из одиннадцатиклассников. - Особенно сегодня, когда мир изменяется настолько быстро, что не успеваешь понять и осмыслить настоящее. Я лично живу настоящим, а не прошлым и будущим». Но отказ от описания своего завтра - это кризис, за которым может последовать формирование безвольной, послушной обстоятельствам личности. Это очень опасно, ведь мы можем получить поколение, которое не умеет самостоятельно мыслить и ориентируется на сиюминутный престиж и шаблоны.

   
   

- Пока не поздно, надо разъяснять молодёжи губительность, бесперспективность таких настроений, - уверен писатель Валерий Попов. - Я только что вернулся из Таганрога, где проходили чеховские дни. Выступал там в профессиональном училище, где учатся дети, от которых отказалась школа, и элитном лицее. Лицеисты, сразу скажу, мне не понравились. Пижонистые, гладкие - никакие. В ПТУ совсем другая обстановка. Там жизнь ребят уже лягнула, пробудила души, настроила на самостоятельность.

Один из вчерашних хулиганов, например, получает профессию плиточника и уже на ученической скамье трудится в строительном бизнесе. Работают и другие его сверстники. Их жизнь пройдёт интересно, ведь в руках востребованная специальность, надёжное дело. Надо рассказывать молодым о реальных, созидательных профессиях - рыбака, фермера, геолога, а мы говорим только о «белых воротничках». В итоге жизнь целого поколения может так и пройти между компьютерами.

У меня есть рассказ «Спасение на воде». Там мальчишка на лодке преодолевает стремнину, опасность, чтобы оказаться на другом берегу. А когда приплывает, видит своего соперника, который без всяких проблем приехал на автобусе. Спрашивается, кто прав? Раньше, когда я задавал этот вопрос школьникам, они отвечали - тот, кто плыл.

А теперь - тот, кто приехал на автобусе…

Смотрите также: